КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева
Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению» Традиционному предметному репродуктивному «обучению» Селективной, двухуровневой системе оценивания Селективной, двухуровневой системе оценивания Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда ХIХ века Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда ХIХ века Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства. Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.
В противоположность этому подходу компетентностный основан на принципах: Образование для жизни, для успешной социализации Образование для жизни, для успешной социализации Оценивание для того, чтобы учащийся САМ мог планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе САМОоценки Оценивание для того, чтобы учащийся САМ мог планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе САМОоценки Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Ключевые (надпредметные) компетенции Коммуникативные Коммуникативные Информационные Информационные Исследовательские Исследовательские Проектные Проектные Работа с числами Работа с числами Организационные Организационные Работа в группе Работа в группе Умение учиться Умение учиться Личностная Личностная Решение проблем Решение проблем
Компетентностная модель современного учителя Ценности, принципы, цели Ценности, принципы, цели Профессиональные качества Профессиональные качества Ключевые компетенции Ключевые компетенции Педагогические методы, способы и технологии Педагогические методы, способы и технологии Профессиональные позиции Профессиональные позиции
Ценности Суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют ценностные границы его деятельности, например: Суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют ценностные границы его деятельности, например: Свобода учащегося быть самим собой Свобода учащегося быть самим собой Каждый человек обладает своим совершенством Каждый человек обладает своим совершенством Помочь учащемуся сделать его индивидуальные дарования социально плодотворными Помочь учащемуся сделать его индивидуальные дарования социально плодотворными Индивидуальное развитие учащегося соответствует его его способностям, интересам и возможностям Индивидуальное развитие учащегося соответствует его его способностям, интересам и возможностям Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя Чтобы быть успешным ученик должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций Чтобы быть успешным ученик должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая может способствовать его развитию Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая может способствовать его развитию
Профессиональные качества Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащемуся Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащемуся Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить коррективы в свою деятельность Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить коррективы в свою деятельность Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися Иметь развитую способность к критике и рефлексии Иметь развитую способность к критике и рефлексии Воздерживаться от роли кладезя мудростей и знания Воздерживаться от роли кладезя мудростей и знания Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы, способности Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы, способности Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу Иметь собственную позицию и свою манеру обучения Иметь собственную позицию и свою манеру обучения Демонстрировать компетентностное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации, диалогу Демонстрировать компетентностное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации, диалогу Демонстрировать увлеченность своим предметом Демонстрировать увлеченность своим предметом
Профессиональные компетенции учителя Базовая компетентность – создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов учащегося. Базовая компетентность – создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов учащегося. Организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить вопросы, проявлять независимое мышление., формулировать идеи, высказывать различные точки зрения. Организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить вопросы, проявлять независимое мышление., формулировать идеи, высказывать различные точки зрения.
Основные компетенции современного учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные пробелы» Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные пробелы» Уметь планировать самостоятельную деятельность учащихся Уметь планировать самостоятельную деятельность учащихся Уметь мотивировать учащихся Уметь мотивировать учащихся Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей, интересов Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей, интересов Уметь занимать позицию эксперта (не инспектора!) в отношении демонстрируемых компетенций учащихся и оценивать по критериям Уметь занимать позицию эксперта (не инспектора!) в отношении демонстрируемых компетенций учащихся и оценивать по критериям Уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности, уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий Уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности, уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу толерантности и взаимного уважения Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу толерантности и взаимного уважения Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Педагогические методы, способы и технологии Технология «критического мышления» Технология «критического мышления» Проектно-исследовательский метод Проектно-исследовательский метод Организация разнообразных форм диалога и дискуссий Организация разнообразных форм диалога и дискуссий Методы формирования понятий и др. Методы формирования понятий и др. Отражают направление «конструктивисткой дидактики» = знание нельзя передать, его нельзя прочитать в книге, его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей интеллекта. Отражают направление «конструктивисткой дидактики» = знание нельзя передать, его нельзя прочитать в книге, его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей интеллекта. Меняется роль учителя – из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом. Меняется роль учителя – из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.