Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
5 ноября 2008 г. – выступление Президента РФ Д.А. Медведева с Посланием Федеральному собранию Оценка состояния российского образования: «…Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». Обозначен акцент государственной политики на развитие школьного образования Идея национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Основные направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ОбновлениеобразовательныхстандартовПоддержкаталантливыхдетейРазвитиекадровогопотенциала ОбновлениеинфраструктурышкольногообразованияЗдоровьешкольников
Март 2009 г. – Министерством образования и науки предложен для обсуждения проект реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 21 января 2010 г. – Президент РФ Д.А. Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»
Современные требования к образованию: Современные требования к образованию: Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ требует инвестиций в человеческий капитал. Конкурентоспособность личности зависит от таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Инвестиции в образование должны обеспечить условия их формирования. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ требует инвестиций в человеческий капитал. Конкурентоспособность личности зависит от таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Инвестиции в образование должны обеспечить условия их формирования. Необходимо создание принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей: Необходимо создание принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей: - постоянное обновление, - индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой образования становится Ключевой характеристикой образования становится формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению
Особая роль школьного образования: Особая роль школьного образования: школьное образование - самый длительный этап формального обучения каждого человека навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь начинают формироваться именно в школе; Образование, полученное в школе, является одним из решающих факторов индивидуального успеха личности; От подготовленности и целевых установок сегодняшних школьников зависит, в какой мере удастся реализовать инновационный путь развития страны (а следовательно – благосостояние будущих поколений).
Какой должна быть новая школа? 1. Соответствие школьного образования целям опережающего развития: изучать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем; 2. Широкое вовлечение учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия развитие умений - изобретать, понимать и осваивать новое, - быть открытыми и способными выражать собственные мысли, - принимать решения, - помогать друг другу, - формулировать интересы и осознавать возможности.
Какой должна быть новая школа? (продолжение) 3. Учет возрастных отличий в организации начальной, основной и старшей школ (школы- «ступени» ?) Младшая школа формирование умения учиться и мотивации к дальнейшему обучению Младшая школа формирование умения учиться и мотивации к дальнейшему обучению Основная школа умение общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия Основная школа умение общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия Старшая школа осуществление осознанного выбора будущей сферы профессиональной деятельности, связанного с будущим страны Старшая школа осуществление осознанного выбора будущей сферы профессиональной деятельности, связанного с будущим страны 4. Усиление воспитательного потенциала школы на основе индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Какой должна быть новая школа? (продолжение) Какой должна быть новая школа? (продолжение) 5. Наличие условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации особых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в малоимущих семьях, других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). 5. Наличие условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации особых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в малоимущих семьях, других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). 6. Новые требования к педагогам: 6. Новые требования к педагогам: - глубокое владение психолого-педагогическими знаниями; - понимание особенностей развития ребенка; - умение оказать поддержку в становлении личности; - внимательность и восприимчивость к интересам детей; - открытость ко всему новому.
Какой должна быть новая школа? (продолжение) 7. Обновленная школьная инфраструктура: - новые по архитектуре и дизайну школьные здания; - современные столовые + здоровое питание; - оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; - медиацентры и библиотеки; - комфортная школьная гигиена ; - организация медицинского обслуживания; - грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; - оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
Какой должна быть новая школа? (окончание) 8. Тесное взаимодействие школы с семьей: - более открытый и понятный для родителей характер школьного управления; - школа как центр совместного семейного досуга
Ключевые направления изменений 1. Обновление образовательных стандартов. Завершить разработку и начать внедрение новых образовательных стандартов, обеспечивающих : - возможность раскрытия детьми своих способностей; - подготовку к жизни в высокотехнологичном мире; Новая структура стандартов: Новая структура стандартов: к РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ образовательных программ к СТРУКТУРЕ образовательных программ к УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ образовательных программ ТРЕБОВАНИЯТРЕБОВАНИЯ Постепенное внедрение в начальной школе – с 1 сентября 2009 г. Ведущую роль должны сыграть учителя и школы – участники ПНПО
Развивать систему оценки качества образования (СОКО), включая: оценку образовательных достижений при переходе перехода с одной ступени школьного обучения на другую, оценку образовательных достижений при переходе перехода с одной ступени школьного обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, разработку и внедрения методик сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. разработку и внедрения методик сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.
«…Должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» (Д.А. Медведев) Две составляющих Две составляющих 2. Система поддержки талантливых детей система поддержи сформировавшихся талантливых школьников Создание общей среды, способствующей проявлению и развитию способностей каждого ребенка - развитие специализированных ОУ для одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - организация системы мероприятий (слеты, летние школы, конференции и т.д.) для поддержки развития одаренных школьников, -расширение системы олимпиад и конкурсов - развитие доп. образования; - внедрение моделей дистанционного, заочного и очно-заочного образования; - система обеспечения и метод. поддержки профильного обучения
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей: профессиональные конкурсы («Учитель года» и др.) профессиональные конкурсы («Учитель года» и др.) поддержка лучших учителей через ПНПО поддержка лучших учителей через ПНПО развитие и дополнение практики поддержки лучших учителей на уровне субъектов РФ развитие и дополнение практики поддержки лучших учителей на уровне субъектов РФ В течение 3 лет – завершение перехода на новую систему оплаты труда во всех регионах (с учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труды, выделения в них базовой и стимулирующей части 3. Развитие учительского потенциала
Привлечение в школу лиц с базовым непедагогическим образованием, имеющих богатый профессиональный опыт и готовых работать с детьми (после прохождения психолого-педагогической подготовки и освоения современных образовательных технологий) + оказание им консультационной поддержки на базе ИПК Распространение эффективных способов работы лучших учителей через систему подготовки и повышения квалификации педкадров (практики и стажировки на базе ОУ, эффективно внедряющих инновационные технологии) Построение программ подготовки и повышения квалификации по модульному принципу в зависимости от интересов педагогов; Использование информационных технологий в ходе их реализации;
Обновление механизмов финансирования образовательных услуг: предоставление средств коллективам ОУ на повышение квалификации на основе подушевого финансирования; предоставление средств коллективам ОУ на повышение квалификации на основе подушевого финансирования; возможность выбора программ и учреждений повышения квалификации возможность выбора программ и учреждений повышения квалификации Реализация программ ПК не только в ИПК, но и на базе университетов, др. образовательных организаций Совместное регулирование вопросов организации повышения регионами и федеральным центром; В системе базового педагогического образования – усиление роли психолого-педагогической подготовки; использование современных образовательных технологий;
Внедрение новой системы аттестации педкадров: обязательное регулярное подтверждение квалификации педагога и ее соответствия задачам, решаемым системой образования; обязательное регулярное подтверждение квалификации педагога и ее соответствия задачам, решаемым системой образования; принципиальное обновление квалификационных характеристик и требований на основе компетентностного подхода (в т.ч. - владение информационными технологиями); принципиальное обновление квалификационных характеристик и требований на основе компетентностного подхода (в т.ч. - владение информационными технологиями); устранение бюрократических препятствий для прохождения досрочной аттестации и аттестации молодых успешно работающих учителей; устранение бюрократических препятствий для прохождения досрочной аттестации и аттестации молодых успешно работающих учителей; Достойное пенсионное обеспечение для педагогов, достигших пенсионного возраста + возможность привлечения лучших учителей-пенсионеров в качестве воспитателей, руководителей дополнительного образования, консультантов
«Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.» (Д.А. Медведев) Обновление норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарных правил, нормативов питания, требований к организации медицинского обслуживания учащихся и к обеспечению школьной безопасности; Отработка эффективных механизмов организации подвоза учащихся в сельские школы 4. Современная школьная инфраструктура.
Создание в ОУ адаптивной среды, обеспечивающей безболезненную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья; Конкурсный отбор малых предприятий, способных обеспечить функционирование школьной инфраструктуры (питание, ремонт, строительство и т.д.) Внедрение модельных методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; Развитие такой практики деятельности школьных советов, которая сможет обеспечить заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении ОУ; Развитие взаимодействия ОУ с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и т.д.
Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ по сохранению здоровья, работа по формированию здорового образа жизни Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ по сохранению здоровья, работа по формированию здорового образа жизни Переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и организации занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников 5. Здоровье школьников.
Важнейший фактор сохранения здоровья – создание образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе Реализация индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интересами и склонностями учащихся, изучение предметов по выбору, снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – факторы, которые должны позитивно отражаться на здоровье школьников
Механизмы обновления школьного образования 1. В рамках приоритетного нацпроекта «Образование» предстоит : продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи; развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам; разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом; продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры
2. К 2011 г. должна быть завершена отработка всех пилотных моделей развития общего образования. В рамках ФЦПРО на гг. они должны получить распространение на уровне каждого муниципалитета. 3. Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» найдут отражение в ходе подготовки нового интегрированного Закона Российской Федерации «Об образовании»