ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Консультация Тема: «Подготовка к контрольной работе в формате ГИА – 9»
Документы и справочные материалы КИМ 2008, 2009 МП ФИПИ 2008 МР ФИПИ 2008, 2009 Сборники ФИПИ МР лаборатории русского языка и литературы МИОО
Информационные ресурсы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые связаны между собой общетематической направленностью и подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлеченного к конкретному». Первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлеченный характер. Текст- рассуждение. Второй текст раскрывает тему на жизненном материале. В тексте могут быть представлены различные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.
Часть 1. С1. Сжатое изложение Первая часть работы – написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение позволяет проверить… умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел; умение вычленять главную информацию; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.
Часть 2 Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Важно помнить, что до конца постичь авторский замысел помогает анализ средств речевой выразительности. Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность. Кроме того, выполнение большинства заданий группы В ориентирует экзаменуемых на успешное выполнение задания С2.1 третьей части работы.
Часть 3 С2.1 и С2.2 Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст
Альтернативные творческие задания С2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ по основным содержательным разделам учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» Содержательные разделы Число заданий МАХ первичный балл Процент МАХ первичного балла за задания данного блока содержания от МАХ первичного балла за всю работу Речь. Адекватное понимание устной речи. Речь. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) 1715,5% Речь. Адекватное понимание письменной речи5511% Речь. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы 224,5% Лексика и фразеология112% Синтаксис7715,5% Речь. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи 1715,5% Языковые нормы. Лексические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Выразительность и точность русской речи. 6 (8 = 1 из Ч1 + 6 из Ч2 + 1 из Ч3) 1636%
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ по видам работы с языковым материалом Виды работы с языковым материалом Число заданий МАХ первичный балл Процент МАХ первичного балла за задания от МАХ первичного балла за всю работу Написание изложения и сочинения2 24 (включая баллы за грамотность и фактическую точность речи) 53,5% Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) 14 31% Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста7715,5%