Василий Блаженный Дошедшие до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что будущий святой родился около 1464 года в сельце Елохове под Москвой (теперь это фактически центр столицы). Отец Иаков и мать Анна еще мальчиком отдали его в подмастерья сапожнику, и уже в эту раннюю пору у него, как повествуется в житии, прорезался дар юродства. Василий сначала посмеялся над купцом, заказавшим у его хозяина сапоги, а затем ударился в слезы по поводу ожидающей того скорой смерти. Предсказание вскоре сбылось. Так окружающие убедились, что худенький, невзрачный подросток, каковым был в ту пору будущий подвижник, наделен способностью предвидеть человеческую судьбу. Небеса явно подавали знак, в чем его предназначение, и Василий с 16 лет избрал себе поприще на всю жизнь, покинув родительский дом и начав вести бродячую жизнь.
Свыше семи десятилетий вершил подвиг юродства этот человек, заслужив даже почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, лишь изредка соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил почти обнаженным. Неслучайно первоначально его так и прозвали Василий Нагой. Свыше семи десятилетий вершил подвиг юродства этот человек, заслужив даже почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, лишь изредка соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил почти обнаженным. Неслучайно первоначально его так и прозвали Василий Нагой. Как и положено юродивым, он постоянно совершал вызывающие громкий общественный резонанс поступки безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом, в духе известных речений апостола Павла из его Первого послания к коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых»; «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Как и положено юродивым, он постоянно совершал вызывающие громкий общественный резонанс поступки безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом, в духе известных речений апостола Павла из его Первого послания к коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых»; «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».
Царь дает Василию Нагому золото он не раздает его, как следовало бы ожидать, нищим, но целиком всю сумму вручает купцу в чистой одежде, который лишился состояния, но не решается просить милостыню… Царь подает ему кубок с вином он выливает его в окошко, чтобы, как выясняется, потушить пожар, разбушевавшийся за много верст, в далеком Новгороде. Наконец юродивый решается даже разбить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован черт. «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует, пишет о Василии один из историков церкви. Так он узнал его в нищем, который собирал много денег у людей, посылая в награду за милостыню «привременное счастье». Нетрудно сообразить, что в расправе с нищим-бесом, учиненной Блаженным, заключена мораль, направленная острием против безмерного корыстолюбия, маскирующегося показным благочестием: «Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши». Царь дает Василию Нагому золото он не раздает его, как следовало бы ожидать, нищим, но целиком всю сумму вручает купцу в чистой одежде, который лишился состояния, но не решается просить милостыню… Царь подает ему кубок с вином он выливает его в окошко, чтобы, как выясняется, потушить пожар, разбушевавшийся за много верст, в далеком Новгороде. Наконец юродивый решается даже разбить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован черт. «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует, пишет о Василии один из историков церкви. Так он узнал его в нищем, который собирал много денег у людей, посылая в награду за милостыню «привременное счастье». Нетрудно сообразить, что в расправе с нищим-бесом, учиненной Блаженным, заключена мораль, направленная острием против безмерного корыстолюбия, маскирующегося показным благочестием: «Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши».
«Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует…» «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует…» ПРЕЖДЕ всего этот юродивый часто ведет себя на рынке как распоясавшийся погромщик уничтожает хлеб, квас и другие доброкачественные товары, ибо они принадлежат бессовестным торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и даже целует углы жилищ, в которых совершаются «кощуны», то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся попасть в дом, то у вторых внутри «плачут ангелы»… ПРЕЖДЕ всего этот юродивый часто ведет себя на рынке как распоясавшийся погромщик уничтожает хлеб, квас и другие доброкачественные товары, ибо они принадлежат бессовестным торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и даже целует углы жилищ, в которых совершаются «кощуны», то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся попасть в дом, то у вторых внутри «плачут ангелы»…
Василий Блаженный московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас в городской черте Москвы), на паперти, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении». Василий Блаженный московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас в городской черте Москвы), на паперти, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».1469 годаЕлоховоМосквыпаперти1469 годаЕлоховоМосквыпаперти Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения.юродствапостюродствапост Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.царьИван ГрозныйАнастасиейцарьИван ГрозныйАнастасией
Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершалпогребение. Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершалпогребение.1552 года1551 годбоярегробмитрополит Макарийпогребение1552 года1551 годбоярегробмитрополит Макарийпогребение Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного. С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного. С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа.кладбищеКазаниСобор Василия Блаженного1588 годапатриарх ИовкладбищеКазаниСобор Василия Блаженного1588 годапатриарх Иов В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака. В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.1588 годуФеодора Иоанновичаприделмощейрака1588 годуФеодора Иоанновичаприделмощейрака Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. [править] [править]править
К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.лихие людилихие люди Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря. В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.1547 годаВознесенский монастырьВоздвиженкамосковский пожар1547 годаВознесенский монастырьВоздвиженкамосковский пожар
Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина. Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.НовгородебокаламиНовгородебокалами Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя». Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».Варваринских воротахпод изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя»Варваринских воротахпод изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя»
Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный характер, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей действительно подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел назад в степь. Москвичи посчитали это чудо результатом заступничества Василия Блаженного. Но временами нагой мудрец чувствовал свое бессилие изменить ход событий. 23 июня 1547 года, через 5 месяцев после венчания на царство Ивана Васильевича (еще не получившего печального прозвища Грозный), Василий пришел в Воздвиженский монастырь и целый день то молился перед иконами на коленях, то горько рыдал в храме. На следующий день страшное зарево охватило всю Москву. Выгорело полгорода, включая царские хоромы. Сохранилось много и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия. Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный характер, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей действительно подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел назад в степь. Москвичи посчитали это чудо результатом заступничества Василия Блаженного. Но временами нагой мудрец чувствовал свое бессилие изменить ход событий. 23 июня 1547 года, через 5 месяцев после венчания на царство Ивана Васильевича (еще не получившего печального прозвища Грозный), Василий пришел в Воздвиженский монастырь и целый день то молился перед иконами на коленях, то горько рыдал в храме. На следующий день страшное зарево охватило всю Москву. Выгорело полгорода, включая царские хоромы. Сохранилось много и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия.
Презентацию сделала Брюханова Анастасия ученица 4а класса МОУ СОШ школы 1 at -555.html Презентацию сделала Брюханова Анастасия ученица 4а класса МОУ СОШ школы 1 at -555.html