Свертывание информации на уроках развития речи Комментирование проблемы исходного текста Учитель Бауло Е.М. МОУ СОШ 2 г. Унеча Брянской обл.
Комментарий – 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н.
Логическая схема текста Тезис Причина Следствие
Человек сам виноват, что силы природы вредят ему Молния не опасна, если человек контролирует грозозащитные устройства Причиной лесных пожаров часто становится не молния, а небрежность человека Причина «электрических» пожаров тоже в человеческой халатности (неисправность защитных приборов) Не морозы являются причиной аварий водопроводных коммуникаций Человек в своих бедах обвиняет силы природы, чтобы оправдать собственную неорганизованность
Типовые конструкции Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает…) интересную (сложную, серьёзную, острую, злободневную…)проблему …. В статье (тексте, очерке…) раскрывается (анализируется, исследуется…) проблема (тема) … Самыми убедительными доводами являются … Также автор отмечает … Автор исследует …. и на основе этого делает вывод о … Свои рассуждения о … писатель начинает с замечания о том, что… Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
Типы комментария Комментарий Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» Предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы Предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёт различного рода интерпретации На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами иллюстрирует? На чьи мнения ссылается? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли она? Почему привлекла внимание автора? Какой аспект проблемы рассматривается?
Общие правила свёртывания информации 1.Сокращайте текст без потери смысла вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации. 2.Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие цели он преследует. 3. Сокращая текст, важно продолжать писать его как живой человек. 4. Не стоит переходить на телеграфный стиль, жертвуя человеческим отношением ради уменьшения количества слов. Привести к потере смысла при свертывании информации может упрощение. Текст должен быть написан просто, но не слишком просто.
Методические и дидактические материалы 1. А.И. Гейн «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога…» Дистанционный курс повышения квалификации. Лекция 4 «Продуктивные технологии обучения и информационная поддержка их осуществления», видео-лекции 2. А.Г. Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» Дистанционный курс повышения квалификации. Лекция 8 «Написание сочинения» 3. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» ЛЕГИОН – М, Ростов-на-Дону, Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов «Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» АЙРИС ПРЕСС, Москва, Т.А. Долинина «Алгоритм подготовки к части С» АЙРИС ПРЕСС, Москва, «Развёртывание и свёртывание информации» Технологии e-learning 7. «Словопедия» 8. А.Б. Малютин, Г.М. Крамаренко Единый Государственный Экзамен Творческий центр «Сфера», М., 2007