Часть 1
Простейшая программа Программа на языке QBASIC состоит из последовательности инструкций – команд компилятору. Если в строке записано несколько инструкций, то они разделяются двоеточием. В случае ошибки, компилятор выдает соответствующее сообщение и работа программы прекращается.
Начнем с самой простой программы : CLS PRINT Ура ! Программа работает END Если нужно вывести на экран несколько строчек, то оператор PRINT можно повторить несколько раз. CLS PRINT Это моя первая программа PRINT Она работает PRINT УРА END
Задание 1: напишите программу, которая выводит на экран следующий текст: В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Задание 2: что выведет на экран следующая программа? PRINT Раз, два, три, четыре, пять END PRINT Вышел зайчик погулять
Переменные и оператор присваивания Пусть, например, нужно выполнить вычисления по формуле: 45(15+87)-53(64+8) Для этого достаточно написать такую программу: PRINT 45*(15+87)-53*(64+8) END То есть, мы просто включили нужную формулу в инструкцию PRINT Сначала был произведен расчет по данной формуле, а затем результат вывели на экран
В следующей задаче требуется перед выполнением вычислений задать переменным значения : Задание 3 Вычислить значение выражения (a+b)(2a+1)(b-1) для a=12, b=17 и для a=-31, b=8 Здесь можно предложить такую программу: A=12 B=17 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) A=-31 B=8 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) END
В этой программе мы впервые используем переменные. Каждая переменная в программе обозначается своим именем. В рассматриваемом случае это А и В. Первые строчки в нашей программе – это и есть операторы присваивания: А=12 – в область памяти, отведенной для хранения переменной А, записываем значение 12; В=17 - в область памяти, отведенной для хранения - переменной В записываем значение 17; Теперь в программе везде, где встретятся имена А и В, используются значение 12 и 17 до тех пор, пока они не будут изменены другими операторами присваивания.
В общем виде оператор присваивания можно записать так : переменная = арифметическое выражение В этой записи переменная – это имя какой-нибудь переменной, а арифметическое выражение – формула, по которой необходимо вычислять требуемое значение В арифметическое выражение могут входить числа и имена переменных, объединенные знаками арифметических операций. Арифметическое выражение может быть достаточно сложным, лишь бы оно поместилось в одной строке.
В операторе присваивания имя переменной, в которую присваивается рассчитанное значение выражения, всегда должно стоять слева от знака равно (=). Одно из самых важных правил записи оператора присваивания!
Примеры записи оператора присваивания: D=B*B+4*A*C S=A+B+3+D REZ=D-S Правильно: Неправильно: D+B=16 S-D=A+B+3 REZ+S=D
Примеры формул и соответствующих им арифметических выражений Формула Арифметическое выражение А*В/С+D (A+2*B-3*C)/(5*A+4)
Встроенные функции языка QBASIC ABS( ) ATN( ) COS( ) абсолютная величина (модуль) SIN( ) TAN( ) EXP( ) LOG( ) SQR( ) арктангенс косинус синус тангенс экспонента натуральный логарифм квадратный корень Для тригонометрических функций используется радианная мера угла
Примеры sinX + sin2X – cos(5X+3) Формула Арифметическое выражение sin(X)+sin(2*X)+cos(5*X+3) SQR(B*B-4*A*C)
Какое значение будет иметь переменная А после выполнения следующих операторов? 1) A=5 B=A+4 A=A+B+A*B Ответ : 59 2) A=1 B=A*4 A=A-B+A*B Ответ : 1
Ввод данных с клавиатуры Как правильно написать программу, чтобы она работала с разными значениями переменнных? Эту возможность обеспечивает инструкция ввода INPUT Пример: Вычислите сумму двух чисел. INPUT A,B PRINT A+B END При запуске этой программы на экране появится знак вопроса. Это означает, что программа ожидает ввода с клавиатуры.
Наберем два числа на клавиатуре, отделив одно от другого запятой, и нажмем клавишу Enter, чтобы отметить конец ввода. ?5,6 Инструкция INPUT воcпримет эти два числа и запишет первое из них в переменную А, а второе в переменную В.
Общий вид оператора INPUT INPUT [;][приглашение,] список переменных Список переменных – это имена переменных, перечисленные через запятую. Приглашение – это любой текст, заключенный в двойные кавычки. Если приглашение отсутствует, то на экран выводится вопросительный знак (?). Если после слова INPUT поставить точку с запятой (;), То после ввода текущая позиция не переместится на следующую строчку.
Примеры: В предыдущей программе вместо инструкции INPUT A, В можно написать любую из следующих инструкций: INPUT Введите А и В, A, B INPUT A и В ->, A, B INPUT ; А, В INPUT ; sum of A and B, A, B
Вывод данных на экран. Оператор PRINT. PRINT [список вывода] [;] Запишем общий вид оператора PRINT: Список вывода – это произвольные арифметические выражения или строки текста, заключенные в двойные кавычки. При этом для арифметических выражений вычисляются и печатаются их значения, а для строк выводятся все символы, заключенные в кавычки.
Одно выражение от другого в списке можно отделять запятыми или точками с запятой. Если в конце инструкции PRINT поставить точку с запятой, то после вывода не будет осуществлен переход на следующую строку. Примеры. В программе суммирования двух чисел можно написать любую из следующих инструкций PRINT: PRINT сумма и произведение двух чисел INPUT введите два числа, A, B S=A + B P=A*B PRINT сумма; A; и; B; равна; S PRINT произведение; A; на; B; равно; P END
Задания: По образцу программы для суммы и произведения чисел составьте программы, которые печатают заголовок о своем назначении, вводят с клавиатуры необходимые данные и выводят результат с нужными пояснениями для следующих задач.
1)Вычислите площадь прямоугольника по двум сторонам. 2)Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам. 3)Вычислите площадь правильного треугольника по его стороне. 4)Вычислите площадь круга и длину окружности данного радиуса R. 5)Вычислите площадь треугольника по основанию и высоте. 6)Вычислите площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними. 7)Вычислите площадь прямоугольного треугольника по катету и гипотенузе. 8)Вычислите площадь треугольника по трем сторонам (формула Герона).