Проект: Башмак под вопросом. Выполнила ученица 6 б класса Выполнила ученица 6 б класса Карпова Юлия. Карпова Юлия.
Цель моего проекта: 1. Изучить историю возникновения обуви у разных народов. 2. Выяснить с помощью опроса, какую обувь предпочитают современные подростки. 3. Изготовить макеты обуви и использовать их при изучении истории
А знаете ли вы, что мы ежедневно, сами того не подозревая, носим тысячелетнюю историю на своих ногах. Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки могли говорить, они рассказали бы нам много удивительного о своём путешествии во времени.
Большинство жителей Древнего Египта ходило босиком, лишь парадный костюм дополняли сандалиями. Бедняки могли позволить себе обувь только из папируса или пальмовых листьев.
Обувь древних греков и римлян почти не отличалась. Основу её составляли всё те же сандалии, лишь с небольшим добавлением завязками на ступне. У греков это были крепиды, состоящие из тонкой кожи и ременной шнуровки, доходящей до голени. В Древнем Риме обувь называли калиги. Состояли калиги из прочной подошвы, гвоздей и ремней, которые плотно обхватывали ступню и голень.
Придумали в Риме и возвышение для обуви платформы (котурны). Чаще всего их использовали трагические актеры, чтобы выглядеть выше ростом и подчеркнуть значимость своей роли. Для изготовления платформ использовали пробку лёгкий, но прочный материал.
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.
После окончания Ливонской войны (конец XVI в.) к сапогу добавляется каблук. Первые из них были наборные и назывались подборы. Женщины быстро оценили преимущество каблука, увеличив его до 12 см.
В XVIIXVIII вв. особой гордостью мужского туалета были ботфорты сапоги на каблуках с большими отворотами, которые украшались кружевом. Особый шик им придавали шпоры, крепившиеся при помощи ремешков и специальных пластин из кожи. Шпорам надлежало «падать» со звоном, для чего сильно скашивали каблук.
Как известно, с древнейших времен за Россией закрепилось прозвище «лапотной». Лапти обувь простого народа, известная ещё со времен язычества. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. По числу полос лыка различали лапти-пятерики, шестерики, семерики.
Дамы носили изящные остроносые туфельки на высоком изогнутом каблуке, шитые из атласа или тонкой кожи. Высокий каблук изменял осанку, походку. Чтобы научиться красиво ходить, дамы брали уроки танцев. Вслед за Европой Екатерина II вводит в моду красные каблуки признак знатного происхождения.
А вот такую необычную обувь носят современные дамы
Вопросы анкеты 1.Вы предпочитаете обувь российских или зарубежных производителей? 2.Какую обувь вы носите в школе? 3.Какую обувь вы предпочитаете носить в свободное время? 4.Сколько пар обуви должен иметь современный школьник? 5.Какие фирмы по производству обуви вы знаете? 6.Ухаживаете вы за обувью? Какие способы ухода вы знаете?
Результаты опроса
Выводы Из 71 опрошенного большинство предпочитают носить в школу и в свободное время спортивную обувь. Больше половины учащихся считают что обуви у современного школьника должно быть много. Ребята ухаживают за обувью и знают способы ухода
Пословицы и поговорки. Всем богам по сапогам. В дорогу идти – пятеры лапти сплести. Заложил пару сапожного товару. Подошвы чешутся – к дороге. Ноги горят – к пути. Два сапога пара, и оба на левую ногу. Сапоги в смятку. Сапожник без сапог. Сесть в галошу. Не лыком шит. Липовые лапти. Не будь лапотника, не было бы и бархатника.
Не лаптем щи хлебаем. Лапотная деревня. Дело вести – не лапти плести. Откинуть сандалии. Лыко не вяжет. Сапоги каши просят. Под каблуком. Все люди как люди, а мой муж как поршень. Батрак обувь делает и обувает.
Используемая литература Буровик К.А. Красная книга вещей. М., Жуковский В.А. Баллады, поэмы. М., Каминская Н.М. История костюма. М., «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Книга знаний в вопросах и ответах изд. Махаон Короткова М.В. Культура повседневности. М., Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVIXVII столетиях. Смоленск, Изображения использованы из интернет ресурсов
Спасибо за внимание.