Познухова Светлана Сергеевна П. Рассвет Почему ученики нашей школы допускают орфоэпические (акцентологические) ошибки в своей речи ? Автор: Познухова Светлана, 5класс Руководитель: Кузнецова О.А.
Актуальность Настоящий русский литературный язык умирает, потому что мы его не бережем : загрязняем нецензурными словами, словами – паразитами, иноязычной лексикой, неправильным произношением ; « человека встречают не только по одежке, но и по тому, как он говорит », то есть наша речь – это наша визитная карточка ; « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры » ( В. А. Сухомлинский ).
Проблемный вопрос Почему мы – русские люди ! - не знаем, как правильно поставить ударение в русских словах ?
Гипотеза Ученики нашей школы не учат правила произношения слов и словарные слова ; не читают художественные книги, поэтому у них бедный словарный запас ; в поселке живут люди разных национальностей ( нерусских ), и поэтому они неправильно произносят русские слова ; дети всегда подражают взрослым, то есть они копируют речь родителей, которые говорят неправильно.
Цель работы Выявление причин акцентологических ошибок в речи учеников нашей школы.
Задачи Найти и изучить литературу по данной теме, в том числе и в Интернете ; изучить материалы школьного проекта « Экология родного слова »; провести анкетирование учеников нашей школы и их родителей ; побеседовать с учителями русского языка и литературы ; обобщить полученные результаты и сделать вывод.
Методы и средства исследования Наблюдение, анкетирование, беседа, изучение литературы по данной теме, анализ результатов.
Результаты анализа литературных источников Причины, которые препятствуют выработке норм литературного произношения : влияние диалекта : например, северорусских говоров : дОговор, нАпасть, прИговор, рЕмень ; южнорусских говоров : выборА, дочерЯ, матерЯ ; профессиональных слов ( кОмпас - компАс ) ; наличие в речи большого количества иностранных, заимствованных слов ( прОцент, цЕмент, Алкоголь, докУмент );
Результаты анализа литературных источников влияние речи окружающих людей : просторечия ( щавЕль – щАвель ); влияние особенностей звуковой системы родного языка ( подвижность и вариативность ударения : ( доскА - дОски ), ( тЕфтели – тефтЕли ). незнание правил орфоэпии ;
Результаты анализа литературных источников недостаточное внимание уделяется в школе вопросам орфоэпии ; очень мало пособий, справочников, словарей по орфоэпии ; отсюда несформированностъ речевых навыков и умений у учащихся ;
Результаты школьного проекта « Экология родного слова ». 30% взрослого населения допустили ошибки в использовании следующих слов : ХВОЯ,, ПРИБЫЛА, ТОРТЫ, СВЁКЛА, ЗВОНИШЬ, КРАСИВЕЕ, КЛАЛА ; 32% учащихся допустили ошибки в следующих словах : ЗАНЯЛ, ПРИБЫЛА, ПОНЯЛА, КЛАЛА, ЗВОНИШЬ, ТОРТЫ, ХВОЯ, ДАЛА, СВЁКЛА )
Результаты анкетирования 39,2 % учащихся и их родителей плохо знают учебный предмет « Русский язык »; 32 % учащихся и их родителей не знают или забывают правила произношения ; 43% учащихся школы за I полугодие имеют по русскому языку отметку «3» или «2»; 10,5% учащихся допускают ошибки в незнакомых или малоупотребляемых словах ; 36,4% выпускников нашей школы на ЕГЭ неправильно определили ударение в словах ( задание КИМ - А 1) ;
Результаты анкетирования 30% учащихся школы не читают художественные книги ; 42 % - по национальности – нерусские или имеют нерусские корни : немцы, украинцы, белорусы, чуваши, удмурты, татары, азербайджанцы, марийцы. В наш поселок приехали люди из Горной Шории ( Алтая ), Поволжья, Урала, Кемеровской и Тульской областей, Норильска, Дудинки, Новоселовского, Шарыповского, Назаровского, Большеулуйского районов – отсюда разные диалекты.
Результат беседы с учителями русского языка и литературы в школьной программе раздел науки о языке « Орфоэпия » изучается только в 5-7 классах и только 12 часов ; практическая часть недостаточна для формирования навыков и умений культурной речи ; дети мало читают, мало общаются ; в книжной речи, средствах массовой информации наблюдаются нарушения норм литературного произношения ; наша страна - многонациональная, речь одних народов оказывает влияние на речь других народов.
Причины акцентологических ошибок в школьной программе мало времени отводится на изучение « Орфоэпии »; ученики плохо знают предмет « Русский язык », не учат правила орфоэпии ; мало читают, поэтому у них бедный словарный запас ; мало общаются, в основном через СМС – сообщения ; в поселке много жителей нерусских и говорящих на разных диалектах, поэтому русские литературные слова произносятся неправильно ; дети копируют неправильную речь взрослых, то есть на речь учащихся оказывает влияние язык окружающих людей.
Молчат гробницы, мумии и кости … Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана : Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья ! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин.
Орфоэпические словари
Список литературы Аванесов Н. И., Орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение, грамматические формы, 1983, Боева И. Ю., Исследовательская работа учителя начальных классов « Причины возникновения орфоэпических ошибок и их типы », Горбачевич К. С., Нормы современного русского литературного языка Пособие для учителей, М., Просвещение, 40 с. Кузнецова О. А., Лаврентьева Н. К. Аналитический отчет о реализации социального проекта « Экология родного слова » в рамках краевой грантовой программы « Социальное партнерство во имя развития »; Львов М. Р. Культура речи. Начальная школа 2002 с Аванесов Р
Список литературы Орфоэпия, ВикипедиЯ Электронный ресурс ] [ F Семина О. В., Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление, автореферат, студент, научный рук. доцент Мяли М. Д.., Пенза, 2010 [ Электронный ресурс ] Рефераты Прохорова С. В., Особенности русского ударения. Типичные акцентологические ошибки, Фестиваль педагогических идей « Открытый урок ». [ Электронный ресурс ] Соловьева Н. Н., « Как сказать правильно ? Орфоэпические нормы русского литературного языка », М., Оникс, 2008, 96 с. Указ президента Д. Медведева 705 от
Спасибо за внимание !