Как оценивать новые образовательные результаты ?
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают : Предметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности ) Метапредметные результаты ( способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях ) Личностные результаты ( система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся и др.).
Результаты задаются в предметно - деятельностной форме с учетом разработки таксономии Особенностью реализации деятельностного подхода является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения.
Личностные результаты Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в учебном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, именно те результаты, за формирование которых в основном должно нести ответственность образовательное учреждение.
Метапредметные результаты Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Предметные результаты предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний систему формируемых действий систему предметных действий
Что такое уровневый подход Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не « идеальный образец », отсчитывая от которого « методом вычитания » и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Чем характеризуется опорный уровень ? Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется « методом сложения », при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Базовый ( опорный ) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона ( круга ) задач, построенных на опорном учебном материале ; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебноп - рактических задач ( как правило, знакомых и освоенных в процессе обучения ). Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач ( заданий ), в которых очевиден способ решения.
Как отражено в стандарте уровневое обучение ? (« Выпускник научится ») отражены цели ( представленные как ожидаемые результаты ), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. Поэтому при разработке инструментария оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты базового уровня
Как отражено в стандарте уровневое обучение ? (« Выпускник получит возможность научиться ») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.
Повышенный ( функциональный ) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач ( заданий ), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Методология оценки и разработки измерителей В педагогических измерениях вводятся три разных уровня результатов обучения. Первый уровень - планируемый, тот, который заложен в государственных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй учитывает те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, - в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень, уровень реальных достижений учащихся.
Для получения информации об уровнях подготовки необходимо использовать задания разного уровня сложности по каждому планируемому результату, в связи с чем и разрабатываются задания на двух уровнях ( базовом и повышенном ).
Требования к инструментарию Инструментарий для оценки достижения образовательного результата должен быть валидным по отношению к требованиям к этому результату.
При переходе на новую систему оценивания предстоит содержательно наполнить каждый уровень достижений, т. е. определить какие знания, умения и компетентности могут продемонстрировать учащиеся, достигшие того или иного уровня
Требования к формулировке результатов Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов.
Первым необходимым этапом в разработке измерителей является анализ требований к уровню подготовки учащихся и их операционализация ; в процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки.
Виды заданий простые задания ( требующие одного шага интеллектуальной деятельности и простое действие для его оценки ), сложные ( требующие несколько шагов интеллектуальной деятельности, проверяемые одним заданием, но требующие более сложной системы оценки ( частично правильный - полный правильный ответ ) комплексные ( многошаговые, требующие системы независимых заданий и особой системы оценки достижения требования ).
После утверждения планируемых результатов и их введения в практику начальной школы будет постепенно формироваться банк заданий, более полно оценивающих различные стороны планируемых результатов с помощью разнообразного инструментария.
Например, Умение : находить орфограммы в словах. Задание базового уровня Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Слова : водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой. Образец правильного ответа : водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой. Критерий достижения планируемого результата : подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах « поле » и « крик » буквы не подчеркнуты. Задание повышенного уровня Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья. Образец правильного ответа : Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья. Критерий достижения планируемого результата : подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.
Умение : понимать смысл десятичного состава числа ; объяснять значение цифры в позиционной записи числа. Задание повышенного уровня Какое наибольшее четырехзначное число можно записать с помощью четырех разных цифр ? Ответ : Критерии оценивания : - число четырехзначное - все цифры разные - число наибольшее Или – указал - не указал
Умение : характеризовать число ( сравнение с другими числами, позиционная запись ) Задание базового уровня Из чисел 284, 4621, 5372 выбери и запиши число, в котором два десятка. Ответ : Критерий оценивания : выбрал - не выбрал Задание повышенного уровня Запиши трехзначное число, которое оканчивается цифрой 5 и меньше числа 115. Ответ : Критерии оценивания : трехзначное число Оканчивается 5 Меньше 115 Или записал - не записал
Алгоритм разработки заданий разного уровня Предмет, класс Проверяемое умение через учебные действия школьника Формулировка задания ( базовый и повышенный уровни ) Ожидаемый ответ Критерий оценивания