Тема занятия 11: Тема занятия 11: «Простое осложненное и сложносочиненное предложение»
Цель занятия: 1) Научиться распознавать простое осложненное и сложносочиненное предложения (задание А20); 2) отработать навык постановки знаков препинания в ССП.
Задание А20. А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте ( ) и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В задании А20 встречаются два типа предложений: Простое, осложненное однородными членами Сложносочиненное
Простое осложненное предложение. Морские волны вздымаются огромной водяной горой ( ) и рассыпаются несчётными брызгами в пропитанном солнцем воздухе. Находим основу предложения: волны вздымаются и рассыпаются. Предложение простое.Одиночный союз И соединяет два однородных сказуемых, запятая перед союзом не нужна.
Сложносочиненное предложение. Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте ( ) и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба. Находим основы предложения: музыкант выводил, голос летел. Предложение сложное. Оно сложносочиненное, так как части соединяются союзом И. Между частями ССП ставится запятая.
Постановка знаков препинания между частями ССП. 1) Между частями ССП ставится запятая: Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль. 2) Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. 3) Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Я спешу туда ж – а там уже весь город.
Запятая между частями ССП перед союзами и, да(=и), или не ставится: Если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово: В апреле уже летали бабочки и жужжали шмели. (второстепенный член в апреле относится к обеим частям. В апреле летали бабочки и в апреле жужжали шмели) Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет. Если части ССП имеют общее придаточное: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой. Между двумя назывными или вопросительными предложениями: Прогулка в зимнем лесу и катание на санях. Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? Между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых синонимы: Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
Домашнее задание. А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью ( ) и ему предложили остаться в университете. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. А2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Зимним утром слетаются на берёзы тетерева ( ) и клюют бурые серёжки. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. А3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Ночь быстро гасила сказочно нежные краски сумерек ( ) и жаркой чёрной тьмой наполняла леса. а) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Раннее утро в самом разгаре ( ) и дышится по-весеннему легко и радостно. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. А5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья (1) и по тропинкам в октябре нельзя ступить. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. А6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Городок понравился мне своим расположением () и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки. а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Я проработал полгода в песках ( ) и как следует оценил их. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. А8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Яркая молния передёрнула небо ( ) и я увидел над окном дымный облачный вал. а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Определение всех минералов начинается с установления их окраски ( ) и минералоги, ювелиры, гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки. а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. А10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века ( ) и за время своего существования она получила широкое признание. а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.