Подготовила Парамонова Елена Игоревна МОУ Мокеевская СОШ
Понятие ЗПР Термин введен Г.Е. Сухаревой « ЗПР – замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию»
Состояния, которые следует отделить от «олигофрении» Интеллектуальные нарушения, связанные с неблагоприятными условиями среды и воспитания; Интеллектуальные расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями; Интеллектуальные расстройства, по причине инфантилизма; Интеллектуальные нарушения из-за инфекций и травм ЦНС Вторичная интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушениями слуха, зрения, речи Интеллектуальная недостаточность из-за нервно – психических заболеваний
Варианты ЗПР ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебро – органического генеза
Причины ЗПР Причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; Общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; Отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, позволяющей «присваивать» опыт и формировать внутренние психические действия; Социальные депривации, препятствующие психическому развитию
Семейный фактор Часто совмещение биологических и психологических детерминант
Особенности родителей детей с ЗПР Повышенная эмоциональная ранимость; Склонность фиксироваться на травмирующих переживаниях, относить к себе любое неприятное событие; Неуверенность в себе; Тревожность – непереносимость ожидания, неизвестности; Проблемы самоконтроля; Эгоцентризм – сосредоточенность на своих переживаниях; Негибкость поведения; Проблемы социально – психологической адаптации.
Прогнозы развития Неоднородны Постепенное улучшение состояния; Та же динамика, прерываемая возрастными кризисами; Развитие стойкого негрубога дефекта» Регресс формирования состояния.
Сопровождающие синдромы детей с ЗПР Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); Синдром психического инфантилизма; Церебрастенический синдром; Психоорганический синдром.
Синдром СДВГ Основное проявление - расстройство внимания. Причина – расстройство деятельности ЦНС, вызванное генетическими или средовыми факторами. Характеристики – ослабление направленного внимания, низкая концентрация и сосредоточение, повышенная отвлекаемость с выраженными изменениями поведения, двигательная расторможенность, нескоординированность возбуждения и торможения. Результат – школьная иногда и общесоциальная дезадаптация.
Синдром психического инфантилизма Основное проявление – незрелость эмоциональной сферы. Эмоции яркие, преобладание мотивов получения удовольствия. Причины –замедленное созревание систем мозга, особенно левого полушария, что проявляется в замедленности абстрактно – логического мышления. Характеристика – неадекватная самооценка, несформированность мотивационной сферы, незрелость психомоторики, невозможность соподчинения желаний, нескоординированность эмоций. Результат – школьная иногда и общесоциальная дезадаптация.
Церебрастенический синдром Основные проявления – перепады и резкая смена настроения, переутомляемость. Причины - повышения внутричерепного давления и неврологических расстройств, нарушения ВСС Характеристика – расстройство сна, избыточная переутомляемость, неустойчивость эмоционального тонуса Результат –при отсутствии дозированности учебных нагрузок - истощение нервной системы, неврологические и вегетативные нарушения, что приведет к снижению темпа освоения учебного материала.
Психоорганический синдром Основное проявление – инертность интеллектуальной деятельности. Причина – поражение структур головного мозга. Характеристика – эмоциональная нестабильность, волевая регуляция формируется с заметным отставанием и нарушением, медлительность интеллектуальной деятельности. Результат - снижение темпа освоения учебного материала, школьная иногда и общесоциальная дезадаптация.
Особенности детей ЗПР Сенсорно - перцептивная сфера – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности. Психомоторная сфера – разбалансированность двигательной активности (гиперактивность, гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движений.
Особенности детей ЗПР Мыслительная сфера – преобладание более простых мыслительных операций(анализ и синтез, снижение уровня логичности мышления, трудности перехода к абстрактно – аналитическим формам мышления. Мнемическая сфера – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительной снижение способности к непроизвольному запоминанию.
Особенности детей ЗПР Речевое развитие – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладением грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью. Эмоционально – волевая сфера – незрелость эмоционально волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
Особенности детей ЗПР Мотивационная сфера – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптированность побуждений и интересов. Характерологическая среда – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатогенных проявлений.
«Окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них». Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в город. К нему подошёл юноша спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?». Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?» «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда». «Здесь ты встретишь точно таких же», - ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?» Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?» «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться». «Ты найдёшь таких же и здесь», - ответил старик. Купец, который неподалёку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошёл, он обратился к старику с упрёком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?» «Сын мой, - сказал старик, - каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них ».