Выполнила: Серебренникова В.В.
Содержание: Способности, задатки и индивидуальные различия людей Развитие способностей Виды одаренности Проблемы одаренных детей Работа с одаренными детьми Что следует делать родителям одаренных детей Две точки зрения. Тест. Вывод
Способности, задатки и индивидуальные различия людей Почему разные люди обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые условия жизни, достигают разных успехов? Чтобы ответить на этот вопрос появляется такое понятие как Способность – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Значительный вклад в теорию способности внес ученый Б.М. Теплов.
В понятии способности, по его мысли, заключены три идеи: Во-первых…. Индивидуально- психологические, отличающие одного человека от другого Во-вторых…. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности В-третьих…. Понятие способности не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека
Виды способностей: Общие Успехи в разных видах деятельности (умственные, тонкость и точность ручных изделий, развитая память, совершенная речь и др.) Специальные Определяют успехи в специфических видах деятельности, для осуществление которых нужны задатки особого рода и их развития (музыкальные, математические, лингвистические, литературные, спортивные и т.д.). (Чтобы знать высшую математику, надо обязательно знать элементарную, эти знания как раз выступают в виде Задатков)
Индивидуальные различия людей Индивидуальные различия порождаются многочисленными и множественными взаимодействиями между наследственностью индивида и средой обитания. Социально- культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают гораздо более сильное влияние, чем биологические. (то есть ребенок приобретает свои индивидуальные способности в основном в среде обитания)
Развитие способностей Становление и развитие способностей – это тоже результат на-учения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что касается эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество является большим, чем число неудач.
Виды одаренности: - интеллектуальная; - творческая; - академическая; (способность к обучению) - художественно-эстетическая; - социальная или лидерская; - психомоторная (т.е. спортивная). -практическая (hand make).
Что такое «Одаренный ребенок»? Какой он? -отличная память, -высокий уровень мышления и интеллекта, -хорошо развитая речь, -большой словарный запас.
Отрицательные стороны «одаренного» ребенка -неприязнь к традиционным методам обучения, -стремление к лидерству, -повышенные требования к себе и окружающим, -стремление к совершенству во всем, нетерпимость.
Проблемы «одаренных» детей: 1. Неприязнь к школе. 2. Игровые интересы. 3. Погружение в философские проблемы. 4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 5. Ощущение неудовлетворённости. 6. Нереалистические цели. 7. Сверхчувствительность. 8. Потребность во внимании взрослых. 9. Нетерпимость.
Что следует делать родителям одаренных детей: 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества: - уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; - понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; - интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; - привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; - умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Работа с одаренными детьми В учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Методы работы: -исследовательский -частично- поисковый -проблемный -проективный
Создание проектов и презентаций 1. делает процесс обучения интересным; 2. расширяет познания за пределы темы; 3. придают учебному процессу динамичность и привлекательность; 4. учащиеся становятся творческими исследователями; 5. получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры Творческие задания 1. Активизируют творческий процесс на уроке. 2. Включают элементы драматизации. 3. Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями. 4. Предполагают неформальное общение. -придумать загадку; -составить чайнворд, кроссворд, ребус; -конкурсы сочинений; -конкурсы переводчиков;
Внеклассная работа по предмету: -Предметные недели. -Олимпиады. -Праздники по изучению английских традиций. -Марафоны, вечера и т. д.
Существуют две точки зрения: Мнения преподава телей « все дети являются одаренными » « одаренные дети встречаются крайне редко »
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, «на лету» схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Вывод: « Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.» Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко. Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Составила: Серебренникова В.В. Использованная литература: Р.С. Немов «Психология»