Виды проектной деятельности: -Исследовательская проектная деятельность; -Творческая проектная деятельность; -Нормативная проектная деятельность;
Исследовательская проектная деятельность Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие проекты носят индивидуальный характер и вовлекают ближайшее окружение ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер)
Этапы исследовательской проектной деятельности: Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Второй этап – ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок. Третий этап - защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта, т. е. выбрать время защиты. Важно, присутствие родителей на защите проекта, чтобы помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. Четвертый этап - педагог организует выставку проектов и придумывает задания и игры для закрепления и систематизации материала. Затем проекты сшиваются и находятся в свободном доступе.
Творческая проектная деятельность - Творческая проектная деятельность - создание нового творческого продукта. - Творческий проект осуществляется коллективно или совместно с родителями. - При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. - Одним из отличий творческого проекта от исследовательского является его долгосрочность. - Обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели.
Этапы творческой проектной деятельности: Первый этап – проведение подготовительной работы, где педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых (это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы и т.д.) Второй этап – определяются мотивы участия детей в деятельности. (Например, педагоги выяснили, что праздник 8 марта может быть положен в основу коллективного проекта, то на этом этапе они рассказывают малышам о нем и обсуждают отношения к нему детей. Дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта) Третий этап – дети высказывают свои идеи реализации проекта Четвертый этап – воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После зарисовки дети должны подумать, что необходимо для реализации идеи.
Пятый этап - дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Шестой этап – связан с информированием родителей. Идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. Седьмой этап – педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы (например, одна группа- делает тесто, другая – лепит восьмерки и т. д.) Деятельность детей осуществляется с помощью взрослых. Восьмой этап – педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Девятый этап – осуществление презентации продукта творческого проекта. (Например, презентация проекта «Поздравления ко Дню 8 Марта» может сопровождаться не только чаепитием, но и стать началом создания книги рецептов).
Нормативная проектная деятельность Проекты по созданию норм – чрезвычайно важное направление в педагогической деятельности, они развивают позитивную социализацию детей. Проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Этапы нормативной проектной деятельности: Первый этап – воспитатель выявляет такие ситуации, которые: 1.достаточно часто повторяются, 2. характеризуются нежелательными формами поведения детей. Второй этап – педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Определяет пространство возможностей данной ситуации. Третий этап - педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. Четвертый этап - педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
Пятый этап – педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. Шестой этап – педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. Седьмой этап – дети объясняют, что они нарисовали. Педагог должен понять, где в рисунке ребенка представлены необходимые детали. Восьмой этап – связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
Проектная деятельность расширение знаний детей об приобретение окружающем мире социальных навыков развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных, регуляторных влияние на содержание развитие детско- игровой деятельности (она родительских отношений становится более (жизнь ребенка и родителей разнообразной, сложно наполняется богатым содержанием) структурированной)