Педагогическая поддержка
Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. Педагогическая поддержка это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека
Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.
Задачи педагогической поддержки: выявить собственное понимание проблемы ребенка, осознать всю ситуацию его саморазвития; помочь ребенку в осознании им данной ситуации и корректировать собственное понимание; провести совместно с ребенком рефлексию его проблемы, побудить его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия; создать условия для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.
Профессиональные нормы поддержки : Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы. Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы. Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности. Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др. Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как событийное наполнение его собственной жизни. Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности
Стратегия педагогической поддержки заключена в переводе ребенка из пассивной позиции "жертвы" и "потребителя", в активную - субъекта деятельности по разрешению проблемы.
4 тактики педагогической поддержки 1.Защита 2.Помощь 3.Содействие 4.Взаимодействие
Защита Если причиной возникновения проблем ребёнка является не он сам, а ребёнок стал жертвой неразрешённых проблем других людей – действует тактика «ЗАЩИТА». Кредо тактики "защита": « Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств».
Помощь Если у ребёнка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает (пассивен), не доверяя собственным силам – действует тактика «ПОМОЩЬ». Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом.
Содействие Если ребёнок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинно - следственные связи – действует тактика «СОДЕЙСТВИЕ» Кредо тактики «содействия» : ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора.
Взаимодействие Если ребёнок хочет решить свою проблему и делает для этого всё на пределе собственных возможностей, научить его договориться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс – поможет тактика «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Кредо тактики «взаимодействия»: договор - это испытание свободой и ответственностью.
Педагогическая поддержка – самозащита педагога. Не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги, по сути, теряют возможность для эффективной целенаправленной деятельности. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадёт или нет в класс проблемный ребёнок.