ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Выпускная квалифицированная работа студентка: Анашкина И.А. науч.рук.: к.фил.наук Добря М.Я.
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель исследования : изучить педагогические условия использования метода наглядного моделирования в обучении рассказам – описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования : обучение рассказам- описаниям детей дошкольного возраста. Предмет исследования : педагогические условия использования наглядного моделирования для обучения рассказам-описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования будет эффективным, если: - педагог при подборе видов наглядного моделирования учитывает структурные и содержательные особенности рассказа- описания; - педагог, подбирая наглядность, организует специальную деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значительных признаков; - разработанный комплекс занятий будет реализовываться поэтапно и систематически.
ГЛАВА I. Теоретическое изучение проблем развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Понятие связной речи, её форм и функций. 1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи. 1.3 Характеристика наглядного моделирования, его видов.
1.4 Особенности работы по обучению составлению рассказов – описаний детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием наглядного моделирования При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи: -развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; -формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; -овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. По мнению психологов, педагогов, логопедов (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец, Н. Кондратьева, Т.А.Ткаченко, О.С.Гозмяк, О.А.Шорохова), эффективным средством обучения монологической речи ребёнка являются модели. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике.
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование обучения рассказам-описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования. В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, нами использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя четыре задания: Задание 1: «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»); Задание 2: составление рассказа – описания; Задание 3: составление предложения по трем картинкам; Задание 4: составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
Констатирующий эксперимент (7 ноября – 25 ноября 2012 г.) Результаты исследования уровня развития связной речи детей на констатирующем этапе экспериментальная группа контрольная группа
Специфические особенности описательной речи дошкольников старшей группы с ОНР: ограниченность словарного запаса; отсутствие самостоятельности в составлении рассказов; нарушение связности и последовательности рассказа; нарушение логической последовательности изложения; заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений; смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.
Поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов (на основе методики В.П. Глухова) - подготовительные упражнения к описанию предметов; - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; - описание предмета по основным признакам; - обучение развернутому описанию предмета. В процесс обучения введены модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические; приёмы обучения детей действиям замещения и самостоятельного построения моделей связного высказывания различной структуры..
Схема для составления описательного рассказа «Дикие животные»
Схема-модель «Описание времен года» Т. Ткаченко
Схемы-рисунки (Л.Соломенникова).
Формирующий эксперимент (с 28 ноября по 9 апреля 2012 г.) Анализ результатов формирующего эксперимента. Рассказы достаточно информативны, отличаются логической завершенностью. В рассказах отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отдельные недостатки в лексико- грамматическом оформлении высказываний. Единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков.
Результаты исследования уровня развития связной речи детей на контрольном этапе. Экспериментальная группа Контрольная группа
Спасибо за внимание!