ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР на логопедических занятиях.
Advertisements

Особенности изучения и коррекции монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выполнил: студент 5 курса ИСП КГПУ.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Одной из важнейших задач дошкольного обучения является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Решение этой задачи.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
1 группа Грубая несформированность всех языковых систем снижено понимание речи развёрнутая речь отличается лексико- грамматическим недоразвитием крайне.
Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (по методике О.С.УШАКОВОЙ)
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Выпускная квалифицированная работа студентка: Анашкина И.А. науч.рук.: к.фил.наук Добря М.Я.

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель исследования : изучить педагогические условия использования метода наглядного моделирования в обучении рассказам – описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования : обучение рассказам- описаниям детей дошкольного возраста. Предмет исследования : педагогические условия использования наглядного моделирования для обучения рассказам-описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования будет эффективным, если: - педагог при подборе видов наглядного моделирования учитывает структурные и содержательные особенности рассказа- описания; - педагог, подбирая наглядность, организует специальную деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значительных признаков; - разработанный комплекс занятий будет реализовываться поэтапно и систематически.

ГЛАВА I. Теоретическое изучение проблем развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Понятие связной речи, её форм и функций. 1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи. 1.3 Характеристика наглядного моделирования, его видов.

1.4 Особенности работы по обучению составлению рассказов – описаний детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием наглядного моделирования При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи: -развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; -формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; -овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. По мнению психологов, педагогов, логопедов (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец, Н. Кондратьева, Т.А.Ткаченко, О.С.Гозмяк, О.А.Шорохова), эффективным средством обучения монологической речи ребёнка являются модели. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике.

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование обучения рассказам-описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования. В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, нами использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя четыре задания: Задание 1: «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»); Задание 2: составление рассказа – описания; Задание 3: составление предложения по трем картинкам; Задание 4: составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

Констатирующий эксперимент (7 ноября – 25 ноября 2012 г.) Результаты исследования уровня развития связной речи детей на констатирующем этапе экспериментальная группа контрольная группа

Специфические особенности описательной речи дошкольников старшей группы с ОНР: ограниченность словарного запаса; отсутствие самостоятельности в составлении рассказов; нарушение связности и последовательности рассказа; нарушение логической последовательности изложения; заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений; смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.

Поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов (на основе методики В.П. Глухова) - подготовительные упражнения к описанию предметов; - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; - описание предмета по основным признакам; - обучение развернутому описанию предмета. В процесс обучения введены модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические; приёмы обучения детей действиям замещения и самостоятельного построения моделей связного высказывания различной структуры..

Схема для составления описательного рассказа «Дикие животные»

Схема-модель «Описание времен года» Т. Ткаченко

Схемы-рисунки (Л.Соломенникова).

Формирующий эксперимент (с 28 ноября по 9 апреля 2012 г.) Анализ результатов формирующего эксперимента. Рассказы достаточно информативны, отличаются логической завершенностью. В рассказах отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отдельные недостатки в лексико- грамматическом оформлении высказываний. Единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков.

Результаты исследования уровня развития связной речи детей на контрольном этапе. Экспериментальная группа Контрольная группа

Спасибо за внимание!