Переход к компетентностному и деятельностному способу обучения коренным образом меняет инструментарий педагога.
- действие смыслообразования. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида; обучение опережает развитие, которое происходит в зоне ближайшего развития ребенка;
ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств; целью обучения становиться не столько усвоение и накопление информации (ЗУН), сколько формирование способностей распоряжаться и добывать ее (СпособУмственныхДействий+СамоУправля ющиеМеханизмы).
Шаг1. Организационный момент. Шаг2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Шаг 3. Реконструкция деятельности по известной норме. Шаг 4. Критика известной нормы. Шаг 5. Построение новой нормы деятельности. Шаг 6. Использование новой нормы для задания вызвавшего затруднения.
Шаг 7. Фиксирование нормы в языке. Шаг 8. Использование новой нормы в типовых условиях. Шаг 9. Этап включения новой нормы в систему понятий. Шаг 10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам. Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке. Шаг 12. Эта фиксирования достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий.
1 группа – уроки «открытия» новых знаний. А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2 группа – урок отработки умений и рефлексии. А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД. Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
4 группа – уроки развивающего контроля. А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции. Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 группа – уроки творчества, уроки исследования
1 Выявление цели урока 2 Определение типа и вида урока 3 Анализ деятельности учителя 5 Проверка домашнего задания 7 Анализ деятельности ученика 9 Домашнее задание 10 Общая оценка урока 11 Выводы и рекомендации 13 Современный урок
Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Современный урок
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Современный урок
Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика
Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания; Деятельность учителя по развитию деятельности ученика. Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке Современный урок