Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО
Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский
1.Беспроблемных детей не бывает. 2.Ребенка невозможно избавить от проблем. 3.Не всякую трудность следует считать проблемой.
1.Ребенок воспринимает себя как человека, столкнувшегося с проблемой. 2.Конгруэнтность педагога. 3.Безусловно положительное отношение к ребенку. 4.Эмпатийное понимание ребенка. 5.Ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Содержание деятельностиПриемы и методы 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); обращение родителей к педагогу или администрации школы; тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах возникновения проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника и др. 1.Педагогическое наблюдение 2.Размышления в парах и малых группах 3.Приемы и методы аутогенной тренировки
Содержание деятельностиПриемы и методы 1. Определение эмоционально- психологического состояния школьника, его готовности к общению 1.Обеспечение эмоционально- положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 2.Поиск и установление первоначального контакта с учеником 1.Ситуативное тестирование 2.Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия 3.Приемы "Ты-высказывание" и "Я- высказывание" III. Диагностический 1.Организация доверительной беседы с учащимися 2.Диагностика ("раскодирование") проблемы ребенка 3.Определение причин возникновения проблемы 1.Способы активного эмпатического слушания: а)приемы невербальной эмоциональной поддержки; б) прием "Парафраз"; в) приём "Редакция" 2. Приемы "проговаривания"
Содержание деятельностиПриемы и методы 1. Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы 1.Методика "Кот в сапогах" (О.В. Хухлаева) 2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования 3.Прием "Анализ способов решения чужой проблемы" 4.Метод договора (С.М. Юсфин)
Содержание деятельностиПриемы и методы 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка 1.Методы практической деятельности ребенка 2.Методы педагогической поддержки действий учащегося VI. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы 1.Приемы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы