Выполнила учитель русского языка и литературы Банщикова Н.Ю. Республика Бурятия Бичурский район МОУ Новосретенская СОШ
Не с существительными Язык – инструмент. Необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М.Горький
1) Прочитайте высказывание М. Горького. 1) Какова основная мысль высказывания? 2) Объясните постановку тире в первом предложении.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено словами.
Выпишите из стихотворения имена существительные по вариантам: I в. – одушевленные, II в. – неодушевленные. Дайте определение имени существительного как части речи. Какие существительные называются одушевленными? неодушевленными?
Существительные, которые имеют форму только единственного числа Существительные, которые имеют форму только множественного числа Удивление, молоко, очки, тиски, весы, опилки, погода, керосин, детвора, листва, ворота, пшено, сахар, горелки, щипцы, макароны.
Существительные, которые имеют форму только единственного числа Удивление, молоко, погода, керосин, листва, детвора, ворота, пшено, сахар. Существительные, которые имеют форму только множественного числа Очки, тиски, весы, опилки, горелки, щипцы, макароны.
Лучше пить воду в радост…, чем мед в кручин... Набирайся ума в учени…, храброст... – в сражени... В знани… – сила. На обман… далеко (не)уедеш….
К данным именам существительным подберите синонимы и запишите их. Какое орфографическое правило необходимо знать, чтобы правильно написать данные слова? Доктор ( ), поддержка ( ), неправда ( ), родник ( ), сила ( ), нет облаков ( ), много программ ( ), дуб высок ( ).
Словарная работа -Расставьте ударение в словах. Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, поняла, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
Выпишите сначала словосочетания, где НЕ – приставка, затем те, где НЕ – часть корня. Голубые (не)забудки, приятная (не)ожиданность, (не)простительная ошибка, глупая (не)брежность, справедливо (не)годование, явная (не)справедливость, слепая (не)нависть, рассказывать (не)былицы, насущная (не)обходимость, явная (не)лепость, выразить (не)доумение, опасный (не)приятель, (не)опытность ученика, причина (не)успеваемости, таинственный (не)знакомец, ждать с (не)терпением, пережить (не)удачу, чувствовать (не)уверенность, постоянное (не)довольство, случайный (не)досмотр.
Словарный диктант (Не)вежество; (не)долёт; показать (не)доверие, а сомнение; это (не) ветер; (не)разумность; (не)погода; (не)приятель, а знакомый; (не)дотрога; (не)лепость; (не) счастье, а беда; (не)годование; (не)друг; (не )друг, а враг; (не)достача; доказать не)виновность; далеко (не)красавица.
Словарный диктант Невежество; недолёт; показать не доверие, а сомнение; это не ветер; неразумность; непогода; не приятель, а знакомый; недотрога; нелепость; не счастье, а беда; негодование; недруг; не друг, а враг; недостача; доказать невиновность; далеко не красавица.
Игра «Кто быстрее?» 1 вар. НЕ – раздельно; 2 вар. НЕ – слитно. (диктует учитель) Н епорядок; непогода нас остановила; не погода нас остановила, а неотложные дела; невероятное происшествие; не вероятное, а очевидное; ну ты непоседа; не очень хорошо сделано; гусь свинье не товарищ; работа не волк, в лес не убежит; ненастье; опять недуг его свалил; не печь кормит, а руки, не порядок, а бардак; это было неправдой.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с существительными. 1.К старшему брату приехала (не)веста. 2. Того, кто не хочет учиться, назовут (не)учем. 3.В теплой воде рыба собирается на (не)рест. 4.Старик покраснел от (не)годования. 5.К этому человеку все чувствовали (не)приязнь. 6. Катя очень любит рассказывать всякие (не)былицы. 7.Нельзя допускать (не)брежность в одежде.
Доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), нет облаков (туч), много программ (телепередач), дуб высок (могуч).
Подберите к первой группе слов синонимы – существительные с НЕ, ко второй антонимы – существительные с НЕ. Запишите их. 1.Враг, болезнь, ложь, плохая погода. 2.Вера, любовь, свобода, счастье.
Выпишите слова и объясните графически орфограмму «О-Ё после шипящих». Ребята подобрали птенц…в. Следы зайцев выходили из разных конц…в леса. Солнце всходило над рощ…й. Ласточка свила гнездо под крыш…й. Лошади бежали рысц…й. Герасим открыл дверь плеч…м и вош…л со своей нош…й.
Ребята подобрали птенцов. Следы зайцев выходили из разных концов леса. Солнце всходило над рощей. Ласточка свила гнездо под крышей. Лошади бежали рысцой. Герасим открыл дверь плечом и вошёл со своей ношей.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – 34-е изд. –М.: Просвещение, – 317 с. znamenka-nic.narod.ru/ima.doc