ФАНДРЕЙЗИНГ: привлечение внешних и мобилизация внутренних ресурсов Школа молодых библиотечных лидеров Владислав Кучереносов, специалист по адвокации программы «Библиомост» 4-8 октября 2011г. г.Алушта, АР Крым
Определение фандрейзинга Фандрейзинг – это добровольная мобилизация внутренних и привлечение внешних ресурсов для бескорыстного оказания помощи нуждающимся и осуществления общественно важной деятельности
Виды ресурсов Финансовые ресурсы Материальные ресурсы Человеческие ресурсы Профессиональные ресурсы Информационно-методические ресурсы
Источники ресурсов Донорские организации Коммерческие структуры Органы власти и местного самоуправления Физические лица Негосударственные неприбыльные организации
Инструменты фандрейзинга Проекты Обращения, в том числе письма, телефонные переговоры и деловые встречи Благотворительные акции Платные услуги Пассивные доходы
Письмо-обращение Шапка (организация, адрес, ФИО руководителя). Название организации, которая обращается за поддержкой, ее статус (одним предложением). Кратко, но оригинально (одним предложением) изложить суть проблемы. Краткая информация о проводимом мероприятии, проекте или программе с указанием целевой аудитории. Стоимость всего проекта (софинансирование) Суть обращения (деньги, товары, услуги и т.д.). Сроки (когда нужны ресурсы и когда будет осуществляться деятельность). Гарантии (например, благотворителю будет предоставлен отчет об использовании ресурсов). Возможный мотив спонсора. Реквизиты организации. Контактное лицо. Выражение желания сотрудничать и уважения к адресату. Указание на автора письма с подписью.
Типовая структура проекта Обоснование проблемы Цели и задачи проекта План (этапы) реализации проекта Методы реализации проекта Целевая аудитория Ожидаемые результаты Мониторинг и оценка проекта Дальнейшее финансирование (перспективы проекта) Бюджет Приложения
Пассивные доходы 1. Проценты от средств, привлеченные банками или другими финансовыми учреждениями на депозит. 2. Эндавмент (англ. Endowment) – капитальный фонд, который представляет собой выделенный благотворителем капитал, размещенный на депозитном счете, проценты от которого используются НПО для осуществления своей уставной деятельности. 3. Роялти – выплаты какой бы то ни было формы, полученные как вознаграждение за использование или предоставление права использования авторского права на произведения. 4. Дивиденды – суммы, полученные НПО в результате коммерческой деятельности созданных ими предприятий.
Успешный фандрейзинг 1. Профессионализм 2. Доверие 3. Сопричастность 4. Индивидуальный подход 5. Мотив - Личный - Общественный - Коммерческий - Идеологический
Билиотеки – участники программы, январь март 2011 изменения в долях финансирования (%)