«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии Учитель биологии Буданцева Марина Викторовна
Анализ существующей проблемы выявил противоречия между: необходимостью вовлечения каждого подростка в деятельность, социально значимую, самостоятельную и ориентированную на практический результат и реальной, и традиционной воспитательной средой, не позволяющей эффективно формировать социально-значимые качества личности; очевидностью возможности внеурочной познавательной деятельности выступать фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения и неизученностью условий организации этого процесса. Анализ существующей проблемы выявил противоречия между: необходимостью вовлечения каждого подростка в деятельность, социально значимую, самостоятельную и ориентированную на практический результат и реальной, и традиционной воспитательной средой, не позволяющей эффективно формировать социально-значимые качества личности; очевидностью возможности внеурочной познавательной деятельности выступать фактором развития воспитательной системы образовательного учреждения и неизученностью условий организации этого процесса. Актуальность
Цель работы: разработать методику организации внеурочной деятельности по биологии Объект исследования : образовательный процесс по биологии на базе МБОУ СОШ 3 г. Рассказово Предмет исследования: методика организации внеурочной деятельности по биологии Цель работы: разработать методику организации внеурочной деятельности по биологии Объект исследования : образовательный процесс по биологии на базе МБОУ СОШ 3 г. Рассказово Предмет исследования: методика организации внеурочной деятельности по биологии
организация внеурочной деятельности по биологии будет способствовать формированию исследовательских навыков, навыков самостоятельной работы, позитивному отношению к труду и выборе профессиональной деятельности если: организация внеурочной деятельности составляет систему работы, дополняющую урочные занятия и базируется на существующем инновационном опыте по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; созданы определенные организационно-педагогические условия и разработана методика организации внеурочной деятельности, основанная на современных педагогических методах, технологиях и техниках. организация внеурочной деятельности по биологии будет способствовать формированию исследовательских навыков, навыков самостоятельной работы, позитивному отношению к труду и выборе профессиональной деятельности если: организация внеурочной деятельности составляет систему работы, дополняющую урочные занятия и базируется на существующем инновационном опыте по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; созданы определенные организационно-педагогические условия и разработана методика организации внеурочной деятельности, основанная на современных педагогических методах, технологиях и техниках.
Провести анализ психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта Определить организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО Выявить методологические основы эколого- ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности по биологии. Разработать модель организации внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях реализации образовательного процесса Разработать методику формирования начальных трудовых навыков школьников и позитивного отношения к профессиональной деятельности Провести анализ психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта Определить организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО Выявить методологические основы эколого- ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности по биологии. Разработать модель организации внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях реализации образовательного процесса Разработать методику формирования начальных трудовых навыков школьников и позитивного отношения к профессиональной деятельности
Теоретическая основа исследования Психолого-педагогические теории личности как субъекта деятельности, ее творческой активности Выготский Л.С. Рубинштейн С.Л. Леонтьев А.Н. и др.
Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Все содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса во внеурочное время связано с разработкой и внедрением социальных технологий.. Для успешной реализации внеурочной деятельности необходимо выполнение ряда условий: - конкретное планирование деятельности, - кадровое обеспечение программы, - методическое обеспечение программы, - педагогические условия, -материально-техническое обеспечение. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Все содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса во внеурочное время связано с разработкой и внедрением социальных технологий.. Для успешной реализации внеурочной деятельности необходимо выполнение ряда условий: - конкретное планирование деятельности, - кадровое обеспечение программы, - методическое обеспечение программы, - педагогические условия, -материально-техническое обеспечение.
Проектирование модели организации внеурочной деятельности школьников по биологии. Методологические основы эколого- ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности по биологии. Средства эколого-ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности по биологии. Структура эколого-ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности по биологии.
Проектирование модели организации внеурочной деятельности школьников по биологии 2. Модель организации внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях реализации образовательного процесса. Содержательные аспекты. Организационные аспекты. Принципы реализации модели. Научно-методическое обеспечение проекта. Материально-техническое обеспечение. Информационное обеспечение.
Реализация внеурочной деятельности в (базовая организационная модель МБОУ СОШ 3 г. Рассказово) Инновационная Площадка (разработка и апробация Программы внеурочной Деятельности «Ландшафтный дизайн» Общественно- полезный труд (Дни эколо- гической безопас- ности) Дополни- тельное образование учреждений культуры и УДОД (Центр развития творчества детей и юношества; Детская школа искусств, и др.) Дополни- тельное образование (организация кружков, научных исследований и др. Учебный план МБОУ СОШ 3 (секции, научные исследования Смотр-конкурс пришкольных участков (летняя полевая практика) Внеурочная деятельность
Содержание модели организации внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Ландшафтный дизайн».«Ландшафтный дизайн». Как мы это видели: сохранить газон; иметь несколько видов цветочного оформления; иметь уголок естественной природы; уголок лекарственных растений; элементы малых архитектурных форм; каменистый садик; сохранить имеющиеся муравейники и другие места обитания животных; оформить миниводоем. Как мы это видели: сохранить газон; иметь несколько видов цветочного оформления; иметь уголок естественной природы; уголок лекарственных растений; элементы малых архитектурных форм; каменистый садик; сохранить имеющиеся муравейники и другие места обитания животных; оформить миниводоем.
Социальная позиция учеников школы была успешно активизирована. Созданы благоприятные условия учащимся для отдыха, обучения, научно-исследовательской деятельности. Положено начало развитию творческого потенциала учащихся. Создана база школьных научно-исследовательских и проектных работ. Социальная позиция учеников школы была успешно активизирована. Созданы благоприятные условия учащимся для отдыха, обучения, научно-исследовательской деятельности. Положено начало развитию творческого потенциала учащихся. Создана база школьных научно-исследовательских и проектных работ.
Детские творческие работы
Создана методическая база по использованию пришкольного участка как обучающего потенциала.
Информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности по эколого-ландшафтному моделированию
Активное и успешное участие школьников в федеральных, региональных, городских и школьных мероприятиях. Обмен опытом по реализации проекта среди педагогического сообщества на федеральных, региональных, городских и школьных конкурсах, конференциях, выставках. Представление опыта работы по проблеме на сайтах сети Интернет. Издание печатных материалов. Активное и успешное участие школьников в федеральных, региональных, городских и школьных мероприятиях. Обмен опытом по реализации проекта среди педагогического сообщества на федеральных, региональных, городских и школьных конкурсах, конференциях, выставках. Представление опыта работы по проблеме на сайтах сети Интернет. Издание печатных материалов.
Методическое сопровождение программы
Методика формирования начальных трудовых навыков школьников и позитивного отношения к профессиональной деятельности. Основные направления работы учителя по руководству самопознания и самовоспитания обучающихся Пути формирования способностей к ориентации в мире профессий у обучающихся. Способы формирования умений у обучающихся находить информацию о возможностях профессионального образования мире профессий. Методика формирования начальных трудовых навыков школьников и позитивного отношения к профессиональной деятельности. Основные направления работы учителя по руководству самопознания и самовоспитания обучающихся Пути формирования способностей к ориентации в мире профессий у обучающихся. Способы формирования умений у обучающихся находить информацию о возможностях профессионального образования мире профессий. Ландшафтный дизайн- ступенька в мир профессий. Проектирование модели организации внеурочной деятельности школьников по биологии
Выявлены методологические основы эколого- ландшафтного подхода в моделировании внеурочной деятельности школьников. Реализация программы внеурочной деятельности позволила школьникам повысить свой творческий потенциал, любить, понимать и беречь природу. При формировании начальных трудовых навыков подрастающего поколения необходимо уметь определять готовность школьника к самопознанию и самовоспитанию, научить его ориентироваться в мире профессий, обучить навыкам поиска информации о возможностях профессионального образования, помочь развить в ребенке способность принимать решения и планировать свою деятельность и подготовить его к выбору профессии.