« Язык ума будет услышен, если он проходит через сердце». Жан Жак Руссо «Ребёнок должен убедиться в том, что умственная деятельность- это труд, требующий больших усилий, волевой сосредоточенности, умения заставить себя отказаться от многих удовольствий. Именно в атмосфере труда формируются настойчивость, сила воли». Н.А.Максименко
Принципы построения программы : Комплексный подход имеет особое значение: совместная работа медико- психолого – педагогического сопровождения развития ребенка, а также социального педагога и педагогов дополнительного образования. Деятельностный подход предусматривает формирование познавательного интереса в процессе деятельности детей. Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены. Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания. Принцип постепенного усложнения заданий: а) поступенчатое усложнение заданий; б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала; в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой.
1. Формирование познавательных интересов. Цель: расширение кругозора детей, повышение эрудиции. Задачи: -сформировать систему знаний и представлений об окружающей действительности; -упорядочить разрозненные знания детей о предметах ближайшего окружения.
Цель: активизировать мыслительную деятельность. Задачи: -способствовать развитию умственной активности; - обеспечить условия для формирования интеллектуальных операций: абстрагирование, классификация, анализ, и др. - -научить детей последовательно и доказательно мыслить, обучать приёмам логического вывода; - -развивать смекалку, находчивость.
Цель: формировать отношение ребёнка к самому себе, развивать и укреплять уверенность в своих силах. Задачи: -воспитывать волевые качества: волю, целеустремлённость, упорство, решительность, уверенность в свои силы; -сформировать добросовестность, коллективизм- моральные качества необходимые для совместной деятельности.
Цель: научить детей осознанно владеть средствами мыслительной деятельности. Задачи:- сформировать активное познавательное отношение к учебному труду; - активизировать, обогащать эрудированность; - -сформировать понимание необходимости овладения хорошей памятью, вниманием, воображением.
-Диагностика познавательной и учебной деятельности. -Материальное обеспечение. -Повседневная работа воспитателя. -Проведение воспитательных часов. -Индивидуальная работа с детьми во время самоподготовки.
«У каждого ребёнка мысль развивается своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Надо определить задатки, способности, наклонности каждого ребёнка». Н.А.Максименко