Богатыри люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. У них была одна цель в жизни : защищать народы своих стран от злых врагов. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения Они любимы в народе. Народом они и придуманы. Они воплотились в народных мечтах. Вот какими должны быть богатыри!
Богатырская застава: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Герои картины В.М.Васнецова "Богатырская застава" ("Три богатыря"), являющиеся героями русского народного фольклора, когда-то реально жившие люди.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость.
Исторический прототип – воевода Добрыня, дядя князя Владимира
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко:
Алеша Попович Сын ростовского попа Леонтия. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
АЛЁША ПОПОВИЧ Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с ругой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю. Алёша Попович сражается с напавшими на Русь отвратительными злыми монголоидами.
Великан- богатырь Святогор. Сила его необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем. Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего».
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную, брошенную Микулой Селяниновичем.
Микула Селянинович персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ мифологизированный пахарь- богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями- соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ отождествляется с исполином- громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Его тело с трудом вынашивает мать- сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается леса колышутся и реки выливаются из берегов.
ПОЛКАН богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.
ДУБЫНЯ лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину- воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.
Реальные богатыри былых времен Сила почиталась во все времена у всех народов.
Сила почиталась во все времена у всех народов. Сказания, саги и мифы повествовали о великих силачах, богатырях, атлетах. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тесей… Русские былины сохранили предания о богатырях, вырывавших с корнем из земли столетние дубы.
Богатырская сила, ум, честность, благородство – ценности, не утрачивающие значения во все времена