С кем конкурируют электронные деньги Наталья Хайтина Яндекс.Деньги Зам. генерального директора Директор офиса в Петербурге СПИК, 19 июня 2009 года
Древняя история: конец 90-х Books.ru
Электронные деньги начала 2000-х Цель – дать простой способ для оплаты в интернете товаров и услуг Сложные способы «оцифровки» наличных: - Карты предоплаты - Сбер и другие банки - Почта России
Банки растут: ударная пятилетка 2002 год: Банковские офисы: 85 на 1 млн жителей Счета физических лиц: 267,2 млн Количество банковских карт: чуть больше 100 на 1000 жителей 2007 год: Банковские офисы: 289 на 1 млн жителей Счета физических лиц: 434,7 млн Банковские карты: 728 на 1000 жителей Источник - публикации ЦБ РФ,
Храните деньги в сберегательной кассе Более 70% счетов, открытых физическими лицами, приходилось на вкладные счета* * Источник: «Платежная система России в 2007 году», ЦБ РФ
Банковские карты - для кэша * Источник: «Платежная система России в 2007 году», ЦБ РФ На протяжении многих лет 90% общего объема операций с использованием банковских карт приходилось на снятие наличных *
Способ оплаты – банковская карта Не все карты пригодны для интернет-платежей (Visa Electron, Cirrus/Maestro не принимаются) Не у всех магазинов есть эквайринг (у мелких и нишевых – нет) Страшно и опасно Не все зарубежные магазины принимают российские карты И все-таки банковская карта есть не у каждого
Банковские карты в Рунете есть Зарубежные магазины приучают Российские магазины внедряют Электронный билет как двигатель прогресса Развитие интернет-банкинга и мобильного банкинга (1,5 млн пользователей в России)
Топ-10 банков по платежам в Рунете 1.Сбербанк – 27,12% 2.Альфа-Банк – 18,12% 3.ВТБ24 – 14,62% 4.Райффайзен – 11,98% 5.Банк Москвы – 5,77% 6.Газпромбанк – 3,46% 7.УралСиб – 1,46% 8.Росбанк – 1,27% 9.Русский стандарт – 1,07% 10.Бинбанк – 1,05% Данные за I квартал 2009 года, источник - Chronopay
Время электронных денег пройдет? Человек, который использовал банковскую карту в интернете, - наш потенциальный пользователь Электронные деньги в России – мощный конкурент интернет-эквайрингу и интернет-банкингу В электронных деньгах меньше фрода У электронных денег есть свое позиционирование и своя ниша
Позиционирование: цифровые наличные Деньги для трат, а не для сбережения Простота Мгновенность На каждом углу Электронные деньги конкурируют не со счетом в банке, а с наличными в кошельках
Позиционирование: базис и надстройка Аналоги: Инфраструктура интернета и провайдеры контента и услуг Инфраструктура связи и конечные операторы связи (в т.ч. виртуальные)
Преимущества электронных денег Лучшие интерфейсы Больше магазинов/ Другие магазины p2p Встроенность в интернет-среду Реклама, бонусы и скидки Дополнительные сервисы Динамичность и гибкость
Бонусы за оплату Яндекс.Деньгами 15 мая – 15 июня: при оплате авиабилетов S7 за каждые 15 руб. начисляется 1 бонусная миля Апрель 2009: распродажа авиабилетов S7, сервисный сбор не взимается Март 2009: розыгрыш небесных ездовых питонов, девятихвостых лис и хомячков
Дополнительные сервисы 15 июня – запуск «Усиленной авторизации»: Вместо платежного пароля – таблица кодов или токен Подтверждается каждая транзакция
Карты предоплаты без наценки в СПб Салоны связи MasterPhone: Сытнинская площадь, 4 Ул. Марата, 45 0%
Позиционирование: не вместо, а вместе Банки как инфраструктура ввода для электронных денег: - банковские отделения (в т.ч. системы денежных переводов) - банкоматы - интернет-банкинг Электронные деньги как точка входа в монетизированный интернет для клиентов банка Совместные проекты
Привязка банковской карты к счету в Яндекс.Деньгах Безопасность Данные карты не передаются через интернет Не вставая с дивана В худшем случае надо встать 1 раз Лучшие финансовые условия для пользователя 0% - ввод, 2-3% - вывод
«От А до Я»: Альфа-Банк + Яндекс.Деньги Прогнозы на старте: тыс. клиентов за год Результаты через 2 месяца: - 15 тыс. клиентов - 40% - новички - многоплатящие клиенты
Платим за всё!