Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 34 Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнили Горячкина.
Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев «После Грозы Островского» (1860) Споры критиков.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Драма «Гроза» А.Н.Островский. 2 Урок литературы 10 класс «Катерина в борьбе за свои человеческие права» Учитель- Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская.
Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»
А.Н Островский. Жизнь и творчество. Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики. Ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
Транксрипт:

Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка

А. Н. Островский « Гроза » Споры вокруг « Грозы » определяются, во - первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки ; во - вторых, своеобразием содержания, так как в пьесе социально - нравственный конфликт ; в - третьих, активным развитием критической мысли в тот период.

Определения трагедии Наблюдения в пьесе «… особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием » ( Литературоведческий словарь » под ред. Л. И. Тимофеева ) « Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедии » ( В. Г. Белинский )

«… Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно - исторического развития » ( Литературоведческий словарь ) Изменение исходной позиции в конце трагедии.

Вывод : Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают « Грозу » до уровня трагедии. Но сам Островский называл её драмой, т. к. героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Взгляды Н. Добролюбова : « Островский обладает глубоким пониманием русской жизни ». « Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми обладает все русское общество ». « Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой,- вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений ». « Характер Катерины составляет … шаг вперед во всей нашей русской литературе ». « Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе … самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых ». « Грустно, горько такое освобождение …».

Д. Писарев полемизировал с Н. Добролюбовым. Он оценивал Катерину с точки зрения развития личности. По его словам, Катерина –» героиня, ещё не ставшая личностью ». Писарев видел в её образе много противоречивого и стихийного, утверждал, что Катерина действовала под влиянием чувства. Самоубийство он оценивал как действие неожиданное.

Вывод : После выхода пьесы в свет взгляды современников А. Н. Островского разделились : Н. Добролюбов рассматривает Катерину как трагическую героиню и « Грозу » как трагедию, Д. Писарев увидел в « Грозе » драму.

Пьеса приобрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация. Первая исполнительница роли Катерины – Л. Косицкая, которая готовила постановку с А. Островским. Её игра – это порыв к мечте. Главное в образе – « отчего люди не летают ?»

П. Стрепетова – « создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте » ( Дорошевич ). О последней сцене писал Суворин : « Так это просто случилось ! Ни крика, ни отчаяния … Сколько их умирает так просто, молчаливо ».

Г. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Её стиль – задушевность и поэтичность.

Пьеса « Гроза ». В ролях : Алла Тарасова, Михаил Жаров. Разноплановое сценическое воплощение драмы « Гроза » является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым Писаревым. Основной спор касается образа главной героини : жертва она или « Луч света », сила в ней или слабость, последняя сцена : протест или смирение ? Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах пьесу « Гроза », и это говорит о её жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.