Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка
А. Н. Островский « Гроза » Споры вокруг « Грозы » определяются, во - первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки ; во - вторых, своеобразием содержания, так как в пьесе социально - нравственный конфликт ; в - третьих, активным развитием критической мысли в тот период.
Определения трагедии Наблюдения в пьесе «… особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием » ( Литературоведческий словарь » под ред. Л. И. Тимофеева ) « Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедии » ( В. Г. Белинский )
«… Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно - исторического развития » ( Литературоведческий словарь ) Изменение исходной позиции в конце трагедии.
Вывод : Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают « Грозу » до уровня трагедии. Но сам Островский называл её драмой, т. к. героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.
Взгляды Н. Добролюбова : « Островский обладает глубоким пониманием русской жизни ». « Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми обладает все русское общество ». « Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой,- вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений ». « Характер Катерины составляет … шаг вперед во всей нашей русской литературе ». « Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе … самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых ». « Грустно, горько такое освобождение …».
Д. Писарев полемизировал с Н. Добролюбовым. Он оценивал Катерину с точки зрения развития личности. По его словам, Катерина –» героиня, ещё не ставшая личностью ». Писарев видел в её образе много противоречивого и стихийного, утверждал, что Катерина действовала под влиянием чувства. Самоубийство он оценивал как действие неожиданное.
Вывод : После выхода пьесы в свет взгляды современников А. Н. Островского разделились : Н. Добролюбов рассматривает Катерину как трагическую героиню и « Грозу » как трагедию, Д. Писарев увидел в « Грозе » драму.
Пьеса приобрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация. Первая исполнительница роли Катерины – Л. Косицкая, которая готовила постановку с А. Островским. Её игра – это порыв к мечте. Главное в образе – « отчего люди не летают ?»
П. Стрепетова – « создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте » ( Дорошевич ). О последней сцене писал Суворин : « Так это просто случилось ! Ни крика, ни отчаяния … Сколько их умирает так просто, молчаливо ».
Г. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Её стиль – задушевность и поэтичность.
Пьеса « Гроза ». В ролях : Алла Тарасова, Михаил Жаров. Разноплановое сценическое воплощение драмы « Гроза » является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым Писаревым. Основной спор касается образа главной героини : жертва она или « Луч света », сила в ней или слабость, последняя сцена : протест или смирение ? Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах пьесу « Гроза », и это говорит о её жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.