Один ученик (говорящий) создает ситуацию, он излагает текст определенного содержания, который обращен ко второму ученику (слушающий). Неважно качество этого текста, главное – текст должен быть понят. Слушатель должен провести определенную работу по отношению к тексту, он должен его понять. Понять услышанный текст – это значит «включить его в свою ситуацию деятельности и соответственно этому образовать определенный ситуативный смысл"
Говорящий – создает текст, и тут нельзя требовать от него понимания созданного им текста. Слушающий – понимает текст, который уже создан и получен им со стороны.
Приемы эффективной организации обсуждения Наличие пауз в речи говорящего, дает возможность слушателю обдумать и понять, что говорится и сформулировать вопрос (а именно с вопроса начинается процесс понимания).
Приемы эффективной организации обсуждения Использование схем. Так как, на схеме присутствуют только наиболее важные элементы и связи между ними, которые, с одной стороны полностью раскрывают содержание, с другой – не позволяют слушателю отвлекаться на второстепенные детали. Таким образом, наличие в устной коммуникации схем, позволяет устранить многозначность, которая затрудняет процесс понимания.
Приемы эффективной организации обсуждения Обязательно уточнение смысла высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения (перефразирование), но своими словами. Этот прием слушателю помогает убедиться в том, насколько точно он понимает текст собеседника, и дает возможность двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Для говорящего, это возможность увидеть, что его слушают и понимают.
Приемы эффективной организации обсуждения При перефразировании надо помнить следующие правила: во-первых, перефразируется только основная мысль; во-вторых, нельзя искажать или заменять смысл сказанного и добавлять что-либо от себя; в-третьих, нельзя дословно повторять высказывания; в-четвертых, нельзя, желая перефразировать говорящего, перебивать его: перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу.
Приемы эффективной организации обсуждения Резюмирование, подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза - это речь собеседника в "свернутом" виде, ее главная идея. Используя прием резюмирования, можно помочь собеседнику четко сформулировать свои мысли, представить в ясной форме и даже развить идеи, которые были у него на уровне догадок и невнятных фраз.
Приемы эффективной организации обсуждения Процесс понимания, всегда связан с постановкой вопроса к услышанному тексту. Если у понимающего возникает вопрос, то говорящий уже может фиксировать ситуацию непонимания и одновременно запуска, начало процесса понимания у слушающего.