Антимонопольное регулирование
локомотив национальной экономики локомотив национальной экономики основной донор государственного бюджета государственного бюджета лидер научно- лидер научно- технического прогресса технического прогресса Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики
крупный работодатель крупный работодатель важный фактор формирования имиджа формирования имиджа страны в глазах мирового сообщества. мирового сообщества. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики
«Что хорошо для Форда – «Что хорошо для Форда – хорошо для Америки» хорошо для Америки» Великая депрессия – ограничение Великая депрессия – ограничениедеятельности крупных корпораций крупных корпораций Эволюция взглядов на монополию и монопольную политику
Антимонопольное законодательство Сотрудничество Сотрудничество государства и крупного государства и крупного бизнеса бизнеса Эволюция взглядов на монополию и монопольную политику
отсутствие необходимости слишком частой глубокой модификации продукции отдельные изобретения придерживаются и внедряются только в комплексе с другими Причины введения антимонопольного законодательства
растет уровень бюрократизации экономики и неэффективности труда усиливается тенденция к дифференциации доходов и нарастанию социально- экономических конфликтов Причины введения антимонопольного законодательства
расформирование фирмы предельное упрощение процедуры создания новых фирм снятие всех барьеров во внешней торговле Методы антимонопольного регулирования
введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм введение прямого контроля над ценами и заработной платой наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации и демпинг Методы антимонопольного регулирования
Демпинг – продажа товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим фирме-продавцу получения прибыли, а иногда и возмещения части затрат.
1991 г. закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1994 г. «Государственная программа демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации». Антимонопольное законодательство
Вопрос Почему законодательство многих стран запрещает ценовую дискриминацию?
Вопрос Попробуйте на примере рынка легковых автомобилей проследить противоречие интересов рядовых покупателей, российских автомобилестроителей и государственного бюджета при решении вопроса демонополизации рынка автомобилей?
Вопрос Почему в категорию естественных монополистов попадают фирмы по производству алкогольных напитков и лекарств?
Упражнение. Представьте, что вы представители Антимонопольного комитета, и вам нужно принять антимонопольные меры к ряду компаний: 1. естественная монополия – «Российские железные дороги»
Упражнение. 2. разрешенная монополия – завод «Прогресс», ликероводочные, табачные кампании и кампании по производству лекарств
Упражнение. 3.временные монополии – «ВАЗ», «КамАЗ» и др.