Анализ учебных достижений учащихся по результатам выполнения диагностических работ Московский центр качества образования 28 марта 2012 года
Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении пп. 24, п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 года (ред. от )
образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования; внутренний мониторинг в образовательных учреждениях организован, но осуществляется не в системе; отсутствует анализ результатов независимых диагностических работ обучающихся.
Педагогическая диагностика - система специфической деятельности педагогов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения (B.C. Аванесов) Контроль - выявление и оценка результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий).
Внешняя оценка качества образования Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ Постановление правительства РФ от 11 марта 2011 г. 164 Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников заявленным программам ФГОС или ФГТ Постановление правительства РФ от 21 марта 2011 г. 184 О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций Государственная (итоговая) аттестация обучающихся
Целевые индикаторы реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП
4. Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего числа выпускников 9-х классов (оптимальное значение -100%). 5. Доля выпускников 9, 11 классов, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию, от числа допущенных к государс- твенной (итоговой) аттестации (оптимальное значение - 100%).
7. Доля учащихся 4-х классов, принявших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа учащихся 4-х классов (оптимальное значение - 100%). 8. Доля учащихся 7-х классов, принявших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа учащихся 7-х классов (оптимальное значение - 100%) 11. Подтверждение учета динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования учреждения.
Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ Тестирование (бланковая или компьютерная форма) Контрольные работы Письменный опрос Устный опрос
Независимая диагностика единые проверочные материалы, которые вскрываются непосредственно перед началом работы учащихся; стандартизированные условия проведения: в каждой школе во время диагностики присутствует наблюдатель (наблюдатели - студенты педагогических вузов, прошедшие специальную подготовку); наблюдатели привозят проверочные материалы и после выполнения работ доставляют все материалы на обработку в МЦКО; время выполнения работы ограничено; организатор - учитель, не работающий в данном классе, не преподающий проверяемый предмет, обеспечивает соблюдение условий проведения диагностической работы в соответствии с общей инструкцией;
Независимая диагностика учащиеся выполняют работы на машиночитаемых бланках; обработка бланков осуществляется автоматизированно; по полученным данным на основе анализа статистических характеристик тестов устанавливается граница, определяющая достаточный уровень овладения учащимся учебным материалом по каждому предмету, а также диапазоны баллов, соответствующих пятибалльной системе оценивания; школы получают в электронном виде формы с результатами выполнения работ по каждому ученику и классу в целом, а также рекомендации по анализу и интерпретации результатов.
Проверочные материалы Проверочные материалы создаются с использованием базы стандартизированных заданий (каждая работа в 4-х вариантах) Каждый комплект проверочных материалов проходит предметную и тестологическую экспертизу
Массовая проверка Тесты должны удовлетворять критериям: валидности, надежности, универсальности. Тест можно сконструировать только при условии использования стандартизованных измерительных материалов. Это означает, что: А) каждое задание обладает надежными статистическими характеристиками, и можно определить среднюю сложность всего теста в целом; Б) определена содержательная валидность теста, т.е. проверяющие четко понимают усвоение каких знаний и умений они хотят проверить и для какой категории учащихся должен использоваться тест.
Технологический цикл производства проверочных материалов Банк тестовых заданий Ввод заданий (.doc) Экспертиза заданий Редактирование заданий Банк тестов Сборка тестов Доработка тестов Оригинал-макеты вариантов (.doc) Тестирование Обработка результатов Целевой заказКонкурсГенерация Разработка заданий
Личностные результаты мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся: к себе, к другим участникам обр. процесса, к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Личностные результаты мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся: к себе, к другим участникам обр. процесса, к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Требования к результатам освоения образовательных программ Система оценивания Результаты образования в новом стандарте Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)
Компетентность и компетенция Компетенция – это отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке личности, необходимой для ее качественной продуктивной деятельности в определенной сфере Компетентность – это владение, обладание личностью соответствующей компетенцией, включающее ее личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В. Хуторской).
Компетентностный подход Компетентность - способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием знаний, умений, жизненного опыта в рамках ценностных ориентаций Подход – совокупность приемов, способов
Общие учебные умения умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); умения по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую); умения, связанные с освоением общелогических приемов познания (сравнение, моделирование, классификации и т.д.); умения, связанные с овладением различными методами познания.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чемуучить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Обеспечение сопровождения введения ФГОС. Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Мониторинг образовательных достижений первоклассников в соответствии с ФГОС Мониторинг образовательных достижений второклассников в соответствии с ФГОС
Показатели готовности к обучению в начальной и основной школе Начальная школа - Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость - Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой - Наличие учебных навыков у ребенка - Индивидуально-личностные особенности ребенка - Семья как ресурс адаптации первоклассника - Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе - Здоровье ученика Основная школа - Сформированность общеучебных умений и навыков - Овладение предметными знаниями и умениями по математике и русскому языку - Способность к самостоятельной организации учебной деятельности - Индивидуально-личностные особенности ребенка - Семья как ресурс школьной адаптации ребенка - Адаптация ребенка к школе - Здоровье ученика
Независимая оценка качества образования Диагностика метапредметных результатов обучения Сентябрь - готовность выпускников начальной и основной школы к продолжению образования В сентябре 2011 года в диагностике участвовало свыше 5000 учащихся 5-х и 10-х классов
Диагностика метапредметных результатов обучения Обеспечение сопровождения введения ФГОС в основной школе Апрель 2012 года – мониторинг овладения учащимися 5-х классов метапредметными умениями
Предметная диагностика Диагностика учебных достижений учащихся 4-х и 7-х классов Диагностика учебных достижений учащихся 8-11 классов по общеообразовательным предметам Подали заявки на участие в итоговой диагностике 1350 ОУ (свыше учащихся 4-х -10-х классов)
Результаты диагностики Диагностика проводится по заявкам образовательных учреждений. По желанию образовательных учреждений результаты включаются в МРКО.
Параметры содержательного анализа Количество верно выполненных заданий учащимся; Количество баллов, набранных учащимся за выполнение заданий; Рейтинг; Количество верных ответов при решении каждого задания; Количество допущенных ошибок при выполнении каждого задания; Количество учащихся, не приступивших к выполнению задания; Количественные показатели (оценки, определяющие уровень подготовки учащихся); Соответствие внешней оценки, полученной за выполнение проверочной работы, школьной оценке по предмету.
Что конкретно должен уметь каждый учитель Использовать широкий спектр средств оценивания, мониторинга и фиксации результатов. Оценивать текущий уровень учащегося с тем, чтобы поставить перед ним задачи, содержащие вызов. Давать своевременный, точный и конструктивный отчет о результатах деятельности учащегося, фиксируя внимание на его прогрессе и проблемных зонах. Поддерживать учащихся и организовывать их рефлексию по поводу своего обучения и помогать им сформулировать их текущие образовательные потребности. Оценивать ход образовательного процесса. Оценивать адекватность выбранных методов оценивания с точки зрения влияния на образовательный процесс.
Учитель должен уметь выделять проверяемые элементы содержания (знать, уметь, понимать) в каждом задании, включенном в проверочную работу; определять критерии оценивания каждого задания; определять типы заданий; определять уровень сложности задачи в соответствии с уровнями усвоения материала; определять критерии выставления, как неудовлетворительной оценки, так и положительной; уметь выполнять содержательный анализ выполненных работ, применять результаты данного анализа для планирования и проведения соответствующей коррекционной работы.
Обратная связь непрерывная в ходе изложения нового материала дискретная по конкретным этапам формирования понятия; тематическая после изучения каждого вполне завершенного блока информации (главы, раздела, темы); итоговая по всему курсу изученного предмета
Алгоритм подбора заданий для ликвидации пробелов в подготовке учащихся Разбиение задания, в котором допущены ошибки, на дидактические единицы(ДЕ); Соотнесение каждой ДЕ с одним из трех уровней усвоения материала; Составление системы заданий по каждой ДЕ, с опорой на один из методов отбора ключевых задач; Разбиение отобранных задач на уровни планируемых результатов обучения; Разработка раздаточного дидактического материала на основе отобранных заданий с целью коррекции знаний учащихся.
Принцип последовательности - упражнения располагаются в порядке возрастания сложности: от менее сложного к более сложному; от более известного к менее известному. При переходе от одного упражнения к другому добавлять шаги решения следует постепенно, по одному. Принцип прочности знаний – проявляется в наличии однотипных упражнений, в некоторых случаях необходимо более 100 однотипных упражнений. Принципы коррекционной программы
Принцип систематичности – наличие упражнений трех видов: 1) на изучение отдельных фактов изолировано от ранее изученного материала; 2) на связывание нового факта с ранее изученным, позволяющих рассматривать новый факт как элемент других систем; 3) на систематизацию изученного материала. Принцип сознательности – выполнение действий на первичное закрепление следует проводить без пропусков отдельных операций, которые должны предшествовать действиям в уме.
Коррекционная работа Педагогическая коррекция Устранение пробелов в знаниях Усвоение отдельных учебных предметов или их разделов Психологическая коррекция Устранение недостатков мыслительной деятельности Развитие мыслительных операций
Проблемный анализ 1. Сначала выясняем и называем, какие результаты нас не удовлетворяют, мы хотим и можем их изменить. 2. Формулируем, каких результатов мы хотим и можем достичь. 3. Сравнивая желаемые и имеющиеся результаты, формулируем проблемы достижения желаемого.
Проблемный анализ 4. Выясняем, из-за каких недостатков образовательного процесса возникли сформулированные в шаге 3 проблемы. 5. Выясняем и определяем, из-за недостатка каких условий (научно-методических, кадровых, финансовых, материально- технических, нормативно-правовых и др.) возникли проблемы образовательного процесса, выявленные в шаге Методом экспертной оценки ранжируем выявленные (в шагах 3, 4, 5) проблемы по значимости.