Курс «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Концепции (!) современного (!) естествознания (!)
Концепция – это … определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений основная точка зрения руководящая идея ведущий замысел конструктивный принцип различных видов деятельности
Основные задачи курса - представить панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, логику и структуру естествознания с позиций сегодняшнего дня показать, что вопреки распространенному мнению естественные науки просты и интересны
Лекция 1. Тема: « Естествознание и современный мир». План: I. Понятие науки: 1) специфические черты науки; 2) классификация науки; 3) наука как особая система знаний; 4) компоненты научной деятельности; 5) общие модели развития науки. II. Естествознание как система наук о природе: 1) предмет и цели естествознания; 2) аспекты и структура естествознания;
III. Структура и методы естественнонаучного познания: 1)соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования; 2)методы научного познания. IV. Естествознание и нравственность: 1)этика научного сообщества; 2)этика науки как социального института
I.Понятие науки. «ЧТО ТАКОЕ НАУКА?» Науковедение – изучает закономерности функционирования и развития науки; структуру и динамику научной деятельности; взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Функции науки: познавательная; описательная; объяснительная; прогностическая.
Определяющие признаки науки (по Г.Гегелю): Существование достаточного объема опытных данных. Построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные. Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.
Специфические черты науки: универсальность – фрагментарность общезначимость – обезличенность систематичность – незавершенность преемственность - критичность достоверность – внеморальность рациональность – чувственность
Классификация науки: I. По предмету и методу познания: 1) Науки о природе – естествознание 2) Науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) 3) Науки о познании, мышлении (логика, гносеология) 4) Технические науки 5) Современная математика
II. По степени удаленности от практики: 1) Фундаментальные науки – выявляют основные законы и принципы реального мира 2) Прикладные науки – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем
Науку в целом можно рассматривать как : Особую систему знаний Особую систему общественных организаций и учреждений, которые вырабатывают, хранят и распространяют эти знания Особый вид деятельности- система научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимым по особым правилам
Наука как особая система знаний Наука – это совокупность объективных знаний о бытие (природе, обществе и человеке). Целью науки (и высшей её ценностью) является поиск объективной истины.
Отрасли знания (частные науки) Наука как особая система знаний Предмет исследования(что изучать?) Метод исследования (каким способом?)
Предмет исследования – сторона реальности, которую выделяет и изучает отдельная дисциплина Химия Биология Физика Геометрия Физическая география МЕЛ ( объект исследования)
Критерии и нормы научности Принцип верификации – какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации (К.Поппер) – критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.
Наука как особый вид деятельности Наука – это сфера человеческой деятельности функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Компоненты научной деятельности 1.СУБЪЕКТ: -учёные;-специалисты; -человечество как носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами
2.ОБЪЕКТ: явления, сущности, законы, состояния человека и социальных групп ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (конкретная часть объекта науки)
3. ЦЕЛЬ: описание, объяснение, предсказание, истолковывание тех процессов и явлений, которые стали её объектами.
4.СРЕДСТВА: методы мышления; методы эмпирического исследования; активная и пассивная техника; денежно-кредитное обеспечение; универсальные средства
5. КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ: научное знание; научный способ рациональности; технические и методические новации; нравственные ценности.
6.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: потребности общества; поддержка науки; подготовка научных кадров; вещественно-энергетическое и коммуникационное обеспечение
7.АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА : инициатива и творчество самого ученого
Общие модели развития науки Концепция развития науки Т.Куна: «Нормальная наука» - форма исследования, которую ведет группа ученых, объединенных единством взглядов и основных идей (научных догм), занимаясь планомерным решением конкретных научных задач. Это стадия эволюционного развития науки.
«Парадигма» (греч. – модель постановки и решения проблем, образец) – называется система общепринятых научных представлений, базисных принципов, которые признаются и принимаются членами научного сообщества. «Научная революция» - процесс, сменяющий длительное господство нормальной науки, который приводит к смене парадигм.
Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос) – исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:
«Жесткое ядро» - включает неопровержимые для сторонников программы исходные положения. «Негативная эвристика» -своеобразный «защитный пояс» программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. «Позитивная эвристика» -ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы.
II.Естествознание как система наук о природе. Естествознание – это наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое.
Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: Их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис;
Основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.
Цели Е. - двоякие: 1) непосредственная или ближайшая цель: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; 2)конечная цель: раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
Закономерности и особенности развития естествознания : а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б)относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естественнонаучной картины мира;
д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е)противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. к исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.
Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.
В Е. можно выделить стороны: Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);
теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в научном исследовании.
Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки; б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований
в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли.
Аспекты естествознания 1)предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и переходам одних в другие; 2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней.
производственно-практическая сторона Е. проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Современная научно- техническая революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.