Шаталова М.Л., старший преподаватель кафедры педагогики ЗабКИПКРО
Это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.
Это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Педагогическая ситуация понимается как задача, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Это результат осознания субъектом в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и применения их к использованию. Педагогическая задача – осознанная необходимость решения практической или теоретической проблемы, имеющей социально-психолого-педагогическую природу, решение которой возможно педагогическим средством. Педагогическая задача содержит требования найти способ или средство преодоления противоречия, возникшего на пути к достижению педагогических целей.
Это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение (многообразие положений).
- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; - ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения; - ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, и сфере их общения в процессе педагогической деятельности
- является действенным средством выявления профессиональных умений и навыков, личного опыта учителя; помогает учителю уяснить сущностные признаки педагогических понятий, процессов, явлений, совершенствует мыслительные операции, такие как: синтез, анализ, обобщение, доказательство, классификация, требует последовательности в рассуждении, выделения существенных признаков; выявляет гибкость, быстроту, широту мышления, внимательность предполагает быстрое, оперативное использование психолого- педагогических знаний и применение их в нестандартных условиях (выбор из совокупности теоретических положений необходимого для правильного решения),
вырабатывает умения оперировать теоретическими знаниями в практических ситуациях, развивает навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки; способствует овладению приемом переноса знаний в новые условия, включает планирование, построение предстоящей педагогической деятельности с выбором или нахождением оптимальных средств и способов их выполнения. развивает творческий выбор, умение классифицировать педагогические явления, прогнозировать педагогические действия, проектировать процесс их выполнения, строить его наиболее рационально, выбирать средства и методы, адекватные (соответствующие) целям и характеру педагогических действий.
- Стиль конкуренции, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. - Стиль сотрудничества, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. - Стиль приспособления означает, действует совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. - Стиль компромисса. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. - Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
1. Проанализируйте микросреду, в которой происходит действие, событие, явление. Где происходит ситуация, кто является участником ситуации, условия и обстоятельства ситуации. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения уровня развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (и т.д.). - Что есть (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло)? - есть ученик, группа учеников, педагог, учитель, семья, руководители школы… - Что не устраивает? - Что нужно?
2. В чем заключается педагогическая проблема (вопрос), на который надо найти решение (Что неизвестно?). Вычлените педагогическую проблему. Проблема может употребляться как синоним слова «задача», «препятствие», или как объективно возникающий в ходе решения ситуации вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
3. Определите педагогическую цель: планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации (формируется умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия, соотносить педагогические средства и способы с особенностями объекта педагогического воздействия).
4. Выявите противоречия – несогласованность между какими-то противоположностями (реально существующее или назревающее противоречие, к которому ведет описанная ситуация), источник развития анализируемого события, действия, явления. Например: противоречие между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в процессе обучения и его возможностями, психическим развитием, мотивами и т.д. 5. Выявите причины возникновения конфликтной ситуации. (Выясните или предположите истоки этого конфликта. Что предшествовало возникновению ситуации? Почему могла возникнуть данная ситуация?).
6. Предложите несколько вариантов решения проблемы 7. Выбор варианта решения проблемы с теоретическим обоснованием. Почему именно этот вариант решения? Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно использовать в данной ситуации для получения положительного результата. 8. Какие теоретические положения педагогики, психологии помогут в решении возникшей проблемы. Дайте психолого-педагогическую оценку действиям всех участников ситуации 9. Сделать вывод и оценить решение ситуации с точки зрения ее эффективности.