Индивидуально-образовательный маршрут учащихся с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы Учитель-логопед Высоковских И.В. Учитель начальных классов-Крылова О.Г. МОУ СОШ 49
Актуальность проблемы Интегрированное обучение с нарушением слуха в обычном классе массовой школы- относительно новое явление для системы образования России
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями Массовая диагностика воспитанников усилиями узких специалистов; Выявление групп детей, требующих особого внимания Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития Реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе
1 класс Д МОУ г. Мурманска сош 49
Результаты обследования В классе 24 ученика (13 девочек, 11 мальчиков). Из них: ФФН- 6 ФН-5 ОНР-1 НВОНР-1 Двуязычие (азербайджанец)-1 Учащаяся с нарушением слуха-1
Результаты обследования Медицинское заключение: двухсторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость II степени Логопедическое заключение: ОНР у слабослышащего ребенка
Индивидуально- образовательный маршрут Персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно- духовного.
Проектирование ИОМ Структура индивидуально- образовательного маршрута включает следующие компоненты Целевой Содержательный Технологический Диагностический Результативный
Приемы логопедической работы со слабослышащими детьми Громкое и отчетливое произнесение, привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего Опора на зрительное представление артикуляции звука (кинестетическое чувство) Дифференциация звуков
При ознакомлении с новым словом важно обеспечить полное его восприятие
При воспитании правильного звукопроизношения использование опоры на зрительное представление артикуляции звука и на чувство положения артикуляторных органов- кинестетическое чувство
Дифференциация смешиваемых звуков
Комплексный подход к обучению учащихся с нарушением слуха Формирование произносительной стороны речи Работа над словом Формирование лексико- граматических средств языка Развитие связной речи Учитель -Знакомство с фонетическим составом слова. -Гласные -Согласные -Твердые и мягкие звуки и буквы -Членение слов на слоги, выделение слога-слияния, перенос слова, последовательност ь слогов в словах -Отличие слова от предложения -Большая буква в именах собственных. -Ударение. Определение места ударного слога в словах -Составление предложений. -По картинке -По схеме -По серии картинок -По сюжетной картинке Логопед -Знакомство со строением речевого аппарата -Постановка звуков -Дифференциация гласных -Дифференциация согласных -Звуко -слоговой анализ и синтез слов -Собирание слов из букв -Добавление буквы в слове -Приемы прогнозирования -Уточнение и расширение значений слова -Формирование семантической структуры слова -Введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь -Составление предложений. -По картинке -По схеме -По серии картинок -По сюжетной картинке
Литература Литература: Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, с Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, с.3-15 На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007 Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно- практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., с. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр «Академия», стр Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО «Гуминатарный центр Владос», стр Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., с.130
Спасибо за внимание