1 Педагогический калейдоскоп «Особенности организации урока в сельской малокомплектной школе в рамках системно – деятельностного подхода» Методист МКУ «ЦСДОУ Тюльганского района» Батырева Наталья Петровна Семинар для педагогов начальных классов Тюльганского района
2 Цель современной школы: формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.
3 Каковы проблемы малочисленных школ при реализации ФГОС НОО?
4 Проблемы малочисленных школ при реализации ФГОС НОО: оформление и ведение документации; формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно; проживание обучающихся и педагогов в двух населенных пунктах; отсутствие в них специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей; ограниченность, обеднённость социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; большая степень ответственности сельской школы за организацию внеурочной занятости детей, летнего отдыха, планирование каникулярного времени школьников; занижение требований детей к своему развитию и образованию; отдалённость малокомплектных начальных школ от методических центров;
5 Проблемы малочисленных школ при реализации ФГОС НОО: низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; отдалённость малокомплектных начальных школ от методических центров; ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров района и области и др. организация (содержание, формы, кадры) внеучебной деятельности. Труднодоступные школы могут использовать только собственный ресурс для этого. Есть ли он у них? Никакой интернет не заменит живого человеческого общения. организация плодотворного взаимодействия и преемственности учебной и внеучебной деятельности школьников; неготовность педагогов работать в новых условиях.
6 Какие приёмы, методы, технологии обучения легче использовать учителю в рамках системно – деятельностного подхода в малой школе?
7 В условиях малой школы учителю легче осуществлять: Личностно – ориентированный подход; Дифференцированное обучение; Организация парной работы; Проблемное обучение; Практическая направленность учебной деятельности; Нравственное, патриотическое воспитание.
8 Каковы главные отличительные черты обучения в малокомплектной школе?
9. Отличительными чертами обучения в малокомплектной школе должны стать: знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, в школе формируется атмосфера «многодетной семьи»; мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения; активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний; увеличение индивидуального общения учителя с учеником (уменьшается риск затеряться в общей массе); привлечение учащихся к самоконтролю, контролю, учёту и управлению учебным процессом;
10 Отличительными чертами обучения в малокомплектной школе должны стать: благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших; организация обучения в разновозрастных группах учащихся с учетом принципов взаимообучения детей, интеграции и дифференциации задач; организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах, обучение по индивидуальным планам; мобильность и высокий уровень импровизации при организации образовательного процесса; высокий уровень интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей.
11 ВАЖНО!!! Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы – главная задача учителя, которого сегодня отличают образованность, профессиональная культура, готовность работать в новых условиях, готовность к саморазвитию, нравственность и высокая культура поведения.