Халат в русской живописи и литературе
«Не принимай почетных гостей в разорванном халате!» (Козьма Прутков) «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела» («Обломов»)
Наш ум ленивее, чем тело. (Франсуа де Ларошфуко) И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… (Митрополит Филарет) …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… (Сенека) Достаточное условие указанного абсолютного блага человека – это покой тела и духа. (Пьер Гассенди)
Образ халата в русской литературе, в первую очередь, связан с Обломовым. У него халат необыкновенный, «это не шлафрок, а халат», «..из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу..». Это, а еще сон Обломова («среднеазиатская утопия») наводят на мысль о некой восточной созерцательности и азиатском покое уклада жизни Ильи Ильича. История жизни Обломова – это история жизни его халата: прочная связь друг с другом («халат перетекал на фигуру Обломова»), затем расставание (Обломову пришлось снять халат, чтобы встречаться с Ольгой Ильинской, а потом – встреча, и уже навсегда. Леность, созерцательность, боязнь жизни, нежелание участвовать в общественной жизни, защита от разочарований, обретение свободы…
Не только в прозе, но и в поэзии увековечен халат: П.Я.Вяземский в 1817 году пишет стихотворение – «Прощание с халатом» - он получает назначение в Варшавскую канцелярию Новосильцева. А в 1875, за три года до смерти – «Оду халату». Как я в твоем уступчивом уборе В движеньях был портного не рабом, так мысль моя носилась на просторе С надеждою и памятью втроем… («Прощание с халатом») В них отпрыски пера, которому во дни Мы светлой радости иль облачной печали Свои все помыслы, все таинства свои, Всю исповедь, всю быль свою передавали. («Ода халату») У Н.М.Языкова – стихотворение «К халату»: Пускай служителям Арея Мила и тесная ливрея; Я волен телом, как душой. Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад!
В живописи 19-го века, в портретном ее жанре, прослеживается следующая закономерность: Пушкин одет в простой халат на картине В.Тропинина, В.Перов изобразил в халате на беличьем меху, именно в халатах показаны музыкальные гении М.Глинка и М.Мусоргский на полотнах Ильи Репина. Это символизирует протест против «мундирной жизни», это обращенность к частной жизни человека (и это главное), это не только подробность быта, но и показатель духовного бытия людей искусства, но это может означать и совершенно обратное – отказ от жизни вообще, постепенное духовное угасание, болезнь, смерть.
В.Тропинин Портрет А.С.Пушкина
К.Брюллов Автопортрет
В.Перов Портрет А.Н.Островского
В.Тропинин Портрет акварелиста П.Ф.Соколова
И.Репин Портрет композитора Михаила Глинки
И.Репин Портрет М.П.Мусоргского
Проект выполнила Седова Татьяна, ученица 10-в класса.