В сетях Эрота Презентация выполнена – Гречко С.Ю., учителем истории и обществознания МОУ Гимназии 9 Кировского района г. Волгограда.
Эрот (Эрос, Амур, Купидон) Эрот (Эрос, Амур, Купидон) – бог любви, культ, которого существовал в Греции ещё в глубокой древности. Он олицетворял собой ту могущественную силу, которая влечет друг к другу все живые существа.
Происхождение Эрота неизвестно. Кто его отец? – Хаос, Зевс, Арес? Многие считают его матерью – богиню любви Афродиту. Эрот – веселый, шаловливый мальчик. Он носится над землёй и над морем на блестящих золотых крыльях. В его руках – золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не может укрыться от его метких стрел.
В эпоху античности Эрота изображали по- разному. Сначала – в виде прекрасного юноши, несколько позднее – это уже хорошенький шаловливый мальчик с крылышками, луком и стрелами. Эрот из Ченточелле. Римская реплика древнегреческого оригинала работы Праксителя (вторая половина IV в. до н. э.). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи
Зевс, узнав о том, сколько страданий и бед может принести Эрот, приказал умертвить ребёнка. Но разве могла Афродита допустить этого? Она спрятала сына в непроходимом лесу, и две свирепые львицы вскормили его своим молоком. Непросто даётся матери воспитание шаловливого и капризного ребёнка. Она то играет с ним, то отнимает у него лук и стрелы, то наказывает его розгами, дразнит и резвится вместе с сыном. Лисипп. Эрот, натягивающий лук. Римская копия с греческого оригинала. Вторая половина IV в. до н.э.
Стрелы Эрота не щадят даже Афродиту. Более того, он часто вмешивается в её судьбу: то парит над влюбленными Венерой и Адонисом, то играет оружием Марса, намекая, что любовь способна обезоружить даже сильного. А иногда Афродита надевает повязку на глаза сыну, чтобы стрелы, пущенные им наугад, часто без цели, не принесли людям страданий и разочарования в любви.
Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. Ок г. Галерея Боргезе, Рим.
Свобода, естественность, полная безнаказанность и уверенность в своей чарующей силе … Аллегорический смысл: Любовь земная, которая попирает расположенные у ног Амура символы Добродетелей и Наук: музыкальные инструменты, перо и книгу, компас и угломер, скипетр, ветвь лавра и латы. Караваджо. Амур-победитель г. Государственные музеи, Берлин
Пармиджанино. Амур с луком. Ок г. Музей истории искусств, Вена
В этой картине художник обыгрывает ставшую популярной в эпоху Возрождения тему о превратностях и опасностях, сопутствующих чувственной любви. Амур, с лукавым вызовом глядящий на зрителя, уже почти окончил свою работу. Скоро лук будет готов, и тогда - берегитесь, сердца людские. У ног Купидона двое детей. Мальчик, забавляясь, подстрекает девочку дотронуться до Амура. Она плачет, боясь обжечься о любовное пламя. При всей своей поверхностной игривости эта картина не так бесхитростна, как можно подумать. В ней Пармиджанино остается все тем же задумчивым меланхоликом, что и в прочих своих полотнах. Улыбка его печальна, а кистью его водит не избыток веселости, но тоска об этом простом, но недоступном ему даре - даре искренне и чистосердечно веселиться.
Задания В чем особенность распространения культа Эрота в античную эпоху? Что вам известно о его рождении, детстве и воспитании? Почему Эрот так опасен для богов и людей? Как было принято изображать его в произведениях искусства? Как складываются взаимоотношения между Эротом и его матерью Афродитой? Что об этом рассказывают итальянских художников Пармиджанино и Караваджо?
Творческая мастерская Познакомьтесь со скульптурными произведениями Донателло «Амур- Атис» и Фальконе «Грозящий Амур». Что отличает и объединяет эти два произведения? Какие особенности характера Эрота запечатлели в них скульпторы?
Донателло. Амур-Атис. XV в. Бронза. Художественная галерея, Флоренция Э. Фальконе. Грозящий Амур г. Эрмитаж, СанктПетербург