С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
Курс ОРКСЭ Дополняет предмет «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы Готовит к изучению в 5 классе предмета «История» и «МХК»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Модули: – Основы светской этики; – Основы мировых религиозных культур; – Основы православной культуры; – Основы исламской культуры; – Основы буддийской культуры; – Основы иудейской культуры;
Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Дружба. Что значит быть моральным. Золотое правило нравственности. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
Элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставят задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
Знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Буддийская культура. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о добродетелях
Учащиеся узнают об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Особое место в пособии уделено жизни пророка Мухаммада, мусульман в современной России. Колыбель ислама Коран и Судда Обязанности мусульман
Знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, показывает жизнь евреев в России. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Молитвы и благословения в иудаизме.
Человек и Бог в православии. Христос и Его крест. Православное учение о человеке. Знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
В помощь родителям. В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения это его родители.
Спасибо за внимание!