Технология «Дебаты» Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В Учитель истории и обществознания МОУ ОУСШ Кротова Э. В.
«Дебаты» – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов.
ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮТ ЗАКРЕПЛЕНИЮ, АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ РАНЕЕ ЗНАНИЙ, ОВЛАДЕНИЮ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ; РАЗВИВАЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. РАЗВИВАЮТ ЛОГИКУ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗВОЛЯЮТ СФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМНОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НАЛИЧИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ, РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ИХ РАССМОТРЕНИЯ; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ СПОРА, ТЕРПИМОСТИ, ПРИЗНАНИЮ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ; КОММУНИКАТИВНЫЕ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ, ОБУЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВИДЫ ДЕБАТОВ КОМАНДНЫЕ ДЕБАТЫ КАРЛА ПОППЕРА ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ ДЕБАТЫ ЛИНКОЛЬНА- ДУГЛАСА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ РЕЧЬ АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Участники дебатов 1 Две команды: команда утверждения команда отрицания 2.Таймкипер - человек, следящий за временем. 3. Тьютор - тренер / учитель/ 4. Судейская коллегия, которая помогает выявить сильные и слабые стороны игроков.
Основа «Дебатов» -Основа «Дебатов» - спорный тезис – утверждение (или тема игры), которая и определяет позиции двух соревнующихся команд.
Темы дебатов 1.«Казнить нельзя помиловать» по произведению Проспера Мериме «Маттео Фальконе» 2.«Россия не бережёт свои таланты» по рассказу Н.С. Лескова «Левша» по рассказу Н.С. Лескова «Левша» 3.«Борьба чувства и долга в литературном произведении»по произведениям И.С. Тургенева «Бирюк» и Н.С.Лескова «Человек на часах» 4. «Печорин – герой положительный» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 5. «Иван Флягин – грешник или праведник» по произведению Н.С. Лескова «Очарованный странник». 6. «Родион Раскольников – преступник, а не жертва» по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 7. «Григорий Мелехов – индивидуалист или правдоискатель?» По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
ДРУГИЕ ТЕМЫ: Эвтаназию можно оправдать.Эвтаназию можно оправдать. НЛО существует.НЛО существует. Легализация наркотиков оправдана.Легализация наркотиков оправдана. Телевидение имеет вредное влияние на общество.Телевидение имеет вредное влияние на общество. Обязательная служба в армии должна быть отменена.Обязательная служба в армии должна быть отменена.
У каждой команды должен быть кейс игры, куда входит: 1.Тема. 2.Обоснование актуальности темы. 3.Определение понятий. 4.Аспекты обсуждения. 5.Аргументы и их доказательство и поддержка.
отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?» Структура аргумента – тезис (основная мысль, идея) - раскрытие, объяснение данной идеи - доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, Важно: аргументы должны быть: а) достоверными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными для тезиса. Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса.
Памятка выработки аргументов Этот тезис верен потому что Во-первых,Во-вторыхВ-третьих
ПРИНЦИПЫ ДЕБАТОВ 1.Уважение необходимо; 2.Честность обязательна; 3.Проигравших нет.
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ: Цель перекрестных вопросов? - внести ясность в аргументы оппонентов - вынудить оппонента ответить выгодно для вас - выявить изъяны в кейсе оппонентов 1.Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали; Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»;
СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ Оценивает выступления спикеров; Выставляет баллы не более 10 за каждое выступление и по трем критериям – содержание, структура, способ; Ведет протокол; Снимает баллы по схеме.
Спасибо за внимание!