Классо Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого « После бала »
Цели урока : 1. Раскрыть идейный смысл рассказа « После бала » 2. Раскрыть особенности композиции рассказа « После бала »
Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания. Вопросы 1. Что хочет сказать писатель своим рассказом читателям ? 2. Составьте словесный портрет героя ( полковника, Вареньки, Ивана Васильевича ( на выбор ) по плану : - внешний вид, - поведение, - поступки, - отношение к окружающим.
Вопросы для анализа рассказа « После бала » 1. Почему рассказ назван не « Бал », а « После бала », хотя описание бала занимает значительную часть ? 2. Как объяснить поведение отца Вареньки – его характером или порядками в тогдашней армии ? 3. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России ? Какую именно ? 4. Против чего направлен рассказ « После бала »? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях ?
Вопросы для анализа рассказа « После бала » 5. Назовите отличительные черты полковника и его поведение на балу. 6. Что было общего у отца и у дочери ? 7. Откуда видно, что полковник заботливый и любящий отец ? 8. Кого напоминает полковник ?
Вопросы для анализа рассказа « После бала » ( Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем 1 ( усы, как у царя ; николаевская выправка ; сапоги, « построенные батальонным сапожником »). Читаем воспоминание Анны Федоровны Тютчевой о Николае 1 и о смерти его. (1) Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30- летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.)
Вопросы для анализа рассказа « После бала » 9. Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам ? Был ли он двуличным человеком ? 10. По убеждению Л. Н. Толстого, в ходе русской истории возникло две России – Россия образованная, далёкая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем - реалистом, он изображает ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно – исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя Л. Н. Толстого в рассказе ?
Особенности композиции рассказа. Композиция произведения - расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Композиция помогает нам лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Особенности композиции рассказа. Рассказ Л. Н. Толстого « После бала » композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая часть посвящена описанию бала. Вторая часть - сцена страшного наказания солдата.
Особенности композиции рассказа. Обобщение. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.
Работа с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого « После бала ». Как вы думаете, удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа ?
Работа с иллюстрациями.
Тест по рассказу Л. Н. Толстого « После бала » 1. Жанр произведения : а ) повесть ; б ) очерк ; в ) рассказ. 2. Раскрытию идеи произведения помогает : а ) антитеза ; б ) гипербола ; в ) олицетворение. 3. Число рассказчиков в произведении : а ) один ; б ) два ; в ) несколько. 4. Авторская позиция : а ) скрыта ; б ) выражена в авторском повествовании ; в ) передана одним из персонажей.
Тест по рассказу Л. Н. Толстого « После бала » 5. Роль вступления в произведение : а ) показать время и место действия ; б ) познакомить с участниками событий ; в ) познакомить с рассказчиком. 6. Поворотом одной и той же стилистической фигуры («… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась … статная фигура полковника …») автор : а ) воспроизводит унылый свист флейты ; б ) показывает полковника в новой роли ; в ) передает ужас совершающегося.
Тест по рассказу Л. Н. Толстого « После бала » 7. Произведение заставляет задуматься о : а ) судьбе полковника ; б ) личной ответственности человека за жизнь общества ; в ) любви Ивана Васильевича. 8. Тема произведения : а ) повествование о любви Ивана Васильевича ; б ) рассказ о полковнике ; в ) показ николаевской России.
Тест по рассказу Л. Н. Толстого « После бала » 9. Образ полковника : а ) типичен ; б ) трагичен ; в ) исключителен. 10. Тон повествования в этом произведении : а ) нейтрален ; б ) эмоционально окрашен ; в ) протокольно сух.
Домашнее задание Напишите отзыв о рассказе Л. Н. Толстого « После бала » ( используйте план работы )
Домашнее задание Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит тезис ( мнение читателя о произведении ) доказательства справедливости этого тезиса вывод ( общая оценка произведения ). В работе над отзывом вам помогут следующие вопросы 1. Какова тема и основная мысль произведения ? 2. Где и когда происходят изображённые в произведении события ? 3. Какие места в рассказе произвели на вас наиболее сильное впечатление ? 4. Кто из героев особенно понравился или не понравился и почему ? 5. Что вам запомнилось, что показалось необычным ? 6. Над какими вопросами рассказ заставил задуматься ? 7. Помогли ли вам лучше понять рассказ помещённые в нём иллюстрации ?