МОУ лицей «МОК 2» Информационная культура Работа выполнена группой учащихся 11 класса в рамках проекта «Информационное общество – это МЫ!»
Цели исследования: определить понятие культуры определить понятие информационной культуры обосновать модель информационной культуры выяснить как соотносятся информационная культура с общей культурой человека выяснить как соотносятся информационная культура с общей культурой человека
Культура «Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (философский словарь). «Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью и т.п. Высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни. Просвещенность, образованность, начитанность.» (Современный толковый словарь русского языка С.А.Кузнецова) «Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Высокий уровень чего–н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к.» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
Информационная грамотность концепция появилась в 90-х годах XX века в США и странах Западной Европы «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов» («Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», Председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, 2006 год)«Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»
Информационная культура термин в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек впервые встречается в статьях библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.)
Информационная культура в широком смысле: это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества в узком смысле слова: оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. (Макарова Н.В. Информатика.10,11 классы) Знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, знания юридических и этических норм в этой сфере. (Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии классы)
Информационная культура проявляется: в конкретных навыках по использованию различных технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей)
Информационная культура проявляется: в способности использовать в своей деятельности информационные технологии, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты
Информационная культура проявляется: в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций
Информационная культура проявляется: в умении представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом
Информационная культура проявляется: в знании различных методов обработки информации
Классификации по содержательному (предметному) признаку культура художественно- эстетическая экологическаяполитическаяфизическаяинформационная Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.
Источники В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко, «Вопросы формирования информационной культуры».«Вопросы формирования информационной культуры» Шорохова Т. И. «Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения» Вохрышева М.Г. «Формирование науки об информационной культуре» Семенюк Э.П. «Информационная культура общества и прогресс информатики» Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка