Проблемно- ориентированный анализ Анализ деятельности образовательного учреждения как основа планирования
Цель анализа Сформировать аналитическое обоснование для развития образовательного учреждения
ЗАДАЧИ Вычленить проблемы, негативно влияющие на развитие ОУ Вскрыть взаимосвязь между результатами деятельности школы и создаваемыми условиями реализации образовательного процесса Оценить качество педагогического коллектива в целом
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Социальный заказ (если он сформулирован) Школьная документация Кадровая политика школы Статистические документы Обзор материалов опроса участников образовательного процесса
Предмет педагогического анализа деятельности ОУ Результаты, условия организации и реализации образовательной деятельности
Вопросы, на которые необходимо ответить при анализе Как сформулирована методологическая база программы развития (инновации, исследования и др.) - обеспечена ли системность между темой, целью и задачами?
Вопросы, на которые необходимо ответить при анализе Как выполнены задачи работы ОУ за прошлые годы? В какой мере достигли учащиеся (воспитанники) запланированных в целях ОУ уровня обученности, воспитанности, готовности к продолжению образования?
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Какие организационные условия создает ОУ для получения каждым учеником (воспитанником) обязательного уровня образовательной подготовки, как это сказалось на выполнение задач школы? (уровневое обучение, профильное или ИУП, или введение образовательных технологий, инновационных методов и форм обучения…, социально-психологическое сопровождение)
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Какие организационные условия создает ОУ для выявления и удовлетворения образовательных потребностей школьников (воспитанников) сверх базисного уровня? (ранняя диагностика способностей, введение новых предметов, спецкурсов, разработка и реализация авторских программ, использование образовательных технологий и др.)
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Какого уровня достигли учителя в качестве преподавания (воспитания), как это повлияло на достижение цели ОУ?
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ В какой образовательной области педагоги достигли наилучших (худших) результатов, как это сказалось на результатах деятельности ОУ? (ФИО лучших преподавателей, их результативность)
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Как отразилось на качестве преподавания (воспитательной работы), в конечном счете, на выполнении запланированных образовательных результатов инновационные наработки учителей( как авторские, так и репродуктивные)? Как учитываются индивидуальные особенности учащихся (воспитанников), как это сказывается на результативности?
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Как организована в ОУ трудовая и экономическая подготовка учащихся, как это отразилось на достижении результатов целей ОУ? (Интеграция образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом?)
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Как организована в ОУ работа по профилактике заболеваний и оздоровлению учащихся (воспитанников), как это отразилось на достижении результатов ОУ?
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Как отразилась на выполнении запланированных ОУ целей система повышения квалификации: -в системе опережающей подготовки кадров? -совершенствовании профессионального мастерства? -разработке и использовании инноваций? -по улучшению условий и организации труда? -материальному и моральному стимулированию
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Микроклимат в коллективе и мероприятия администрации по созданию комфортных условий для совместной деятельности сотрудников.
Факторы, повлиявшие положительно (отрицательно) на выполнение целей и задач ОУ Ресурсное обеспечение образовательного процесса, в т.ч., нормативно-правовое (изменения в Уставе, положения, др. локальные акты), материальное, финансовое, учебно-методическое, информационное.
Требования к анализу Все положения анализа должны быть аргументированными, подкрепляться качественными и количественными показателями. Информационные данные могут быть представлены в таблицах, диаграммах, графиках и др.
ВЫВОДЫ ИТОГОВОГО АНАЛИЗА Уровень реализации целей и задач ОУ Факторы, повлиявшие положительно на выполнение задач Факторы, повлиявшие отрицательно на выполнение задач
Следующий шаг – формулировка темы исследования ОУ (методической, программы развития и др.) Формулировка противоречий между современной образовательной политикой (муниципальным или социальным заказом) и выявленными в ходе итогового анализа проблемами ОУ Оформление проблемы, как суммарной противоречий Формулировка темы, как проект решения выявленной проблемы