РМО учителей географии от г.
Этапы учебного познания ученик учитель восприятие Усвоение представлений, умение наблюдать, проводить измерения, анализировать наблюдаемые объекты, фиксировать результаты Создание мотивационной основы действий Осмысление на уровне эмпирических закономерностей Усвоение теоретических знаний, умение составлять географические описания, характеристики Создание ориентировочной основы учебных действий Осмысление теоретических знаний Усвоение теоретических знаний, умение устанавливать причинно- следственные связи Создание исполнительской основы учебных действий Применение географических знаний, умение составлять географические описания, характеристики Перенос знаний в новые условия, творческое применение умений
Структура практических работ этапВид деятельности учителя 1 Подготовитель ный этап * Определение цели, содержания, характера практической работы, ее места в структуре урока. * Отбор основного содержания, разработка заданий различного уровня сложности. * Планирование результатов обучения, выбор средств обучения. * Планирование видов учебной деятельности, приемов мотивации, формы контроля результатов, прогноз вероятных затруднений. * Уточнение целей и задач практической работы, оценка её возможного воспитывающего потенциала.
Основной этап (выполнение практической работы) 2практикумСоздание положительной эмоциональной и целевой установки у обучающихся Инструктаж Проверка готовности обучающихся и их рабочих мест. Выполнение заданий, индивидуальный контроль, разъяснение, помощь, коррекция по итогам первичного анализа ошибок обучающихся. Подведение итогов работы.
Заключительный этап (итоги) Проверка работ. Анализ и оценка результатов, выявление типичных ошибок и их причин. Оценка аккуратности выполнения работы. Сопоставление запланированных и результатов обучения. Оценка эффективности проведения практической работы ( уровня сформированности умений обучающихся, их познавательной деятельности )
Формы проведения практических работ Наблюдения в географической среде Практические работыЭкскурсии 1.Метеорологические 2.Фенологические 3.Геоморфологическ ие 4.Гидрологические 1.Ориентирование в пространстве 2.Глазомерная съемка местности 3.Измерение на местности, на маршруте 4.Определение географических координат 5.Определение механического состава почв 6.Характеристика компонентов и всего ПК 7.Разработка маршрутов геологических троп, плана благоустройства 1.На природу 2.На предприятие производствен ной сферы, непроизводств енной сферы, с/х предприятие 3.В музеи 4.В заповедники и охраняемые территории
Прогнозирование возможностей дальнейшего использования полученных результатов в процессе обучения. Создание условий контроля со стороны учителя. Взаимопроверки, взаимоконтроля.
Виды практических работ по географии По источникам географической информации По содержанию По уровню самостоятельн ости По форме фиксации результатов По форме организации деятельности уч-ся Карта Текст Профиль Диаграмма Картина, рисунок Схема, таблица Кино, д/ф Аэрокосмические съемки компьютер 1.Определе- ние ГП объекта, расстояний, географически х координат… 2.Характеристик а компонента природы, ПТК, отрасль хоз-ва и… 3.Оценка природных ресурсов территории, условий жизни и дея-сти человека 4.Объяснение закономерност ей размещения полезных ископаемых 5.Человек и природа 6.Прогнозирован ие Работа в классе под руководством учителя Работа в группе под руководством учителя Работа в группе с помощью одноклассников Работа с использованием инструктивных карточек, памяток… Самостоятельная работа дома, в классе, на местности В тетради в виде схемы, таблицы, описания На к/к Подготовка реферата, заполнение полевого дневника во время экскурсии Построение плана местности Индивидуальная работа дома. В классе или на местности Групповая работа в классе
Эффективность практических работ зависит: Непрерывность контроля за усвоением материала Координация умений, интеграция с учителями- предметниками Четко заданная цель работы Напоминать способы действия ( алгоритм. напоминание, демонстрация последовательности выполнения работы…) Организация работы со средствами обучения ( работа с учебником, тренажеры, ЦОРы), а также приборы ( компасы, теллурий…), модели, инструменты и т. д. Нарастание сложности – постепенно Формирование умений через отработку в реальных условиях: на местности, полевые методы, ориентирование, наблюдения, составление географических характеристик…