Использование полифункциональной программы «КОМФОРТ» на основе здоровьесберегающей технологии биологической обратной связи в работе с гиперактивными детьми.
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА по данным института возрастной физиологии РАО 1 ребенок из 5 функционально готов к обучению в школе. Это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое, чем в 70-е годы У 70% старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно- психические расcтройства В 2 раза возросла учебная нагрузка за 50 лет (с 1946 по 2007 г.) часов- продолжительность рабочего дня школьника, заканчивающего начальную школу часов – продолжительность рабочего дня старшеклассников 40% школьных программ И учебников сориентировано на «провинутых» детей (15% школьников) 20 % детей приходят в школу с нарушениями психического здоровья пограничного характера 60-70% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера по окончании 1-го класса
По данным Всемирной организации здравоохранения школа для детей оказывается источником четырех основных комплексов проблем -высокие учебные нагрузки -большое количество учебных предметов -насыщенная программа по каждому предмету - объемные домашние задания - поступление в школу - переход из начальной школы в среднее звено - деформированные отношения с педагогами и сверстниками -давление со стороны учителей, родителей, сверстников
Сигнал обратной связи Прибор ФБУ ЧСС ЭМГ Периф. t БОС БОС – это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма. Суть принципа БОС отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Суть принципа БОС отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Преобразовательный сигнал Физиологический сигнал
повышается работоспособность и стрессоустойчивость; улучшается концентрация внимания и памяти; развиваются умения находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий; сниженается психоэмоциональное напряжение при гиперактивности и повышенной агрессивности; формируется у детей и подростков ценностное отношение к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни. Реализация метода ФБУ при минимальных временных затратах обеспечивает максимальную эффективность работы:
в зависимости от целей использования программы, специалисты могут проводить: - диагностическую; Широкие диагностические возможности программы «Комфорт» позволяют определить направление и тактику работы с каждым ребенком. - образовательно-профилактическую; Обучение детей навыкам саморегуляции, повышение активности психических функций и развитие волевого контроля поведения. - коррекционно-развивающую работу. Методическое пособие содержит рекомендации по применению программы при различных отклонениях в развитии детей. Программа «Комфорт»
Программа «Комфорт» даёт возможность: -Диагностики и коррекции функционального состояния; -Профилактики психосоматических заболеваний; -Коррекции психоэмоциональных нарушений; -Профилактики отклонений личностного развития; -Коррекции логопедических нарушений; -Повышения стрессоустойчивости. Работа ведется с использованием трех параметров: ЭКГ (кардиоритмограмма ) ЭМГ (миограмма) Периферическая температура
Прибор «МиКарТ» - Компактен - Надежен - Многофункционален Позволяет регистрировать: Частоту сердечных сокращений и параметры дыхания Периферическую температуру Мышечный тонус
Программа «Комфорт» обеспечивает обучение диафрагмальному типу дыхания. Диафрагмальное дыхание – один из естественных типов дыхания, при котором легкие полностью заполняются воздухом, удовлетворяя в полной мере потребность организма в кислороде. Постановка и закрепление такого типа дыхания благоприятно сказывается на физиологическом и психическом состоянии человека, оказывает оздоровительное воздействие на все функциональные системы организма.
Обучение детей с 3-х лет проводится с использованием биокомпьютерной игры «Бабочка». Средством обратной связи для ребенка является развитие мультипликационного сюжета: при правильном выполнении диафрагмального дыхания, развивается следующая фаза мультфильма.
Режим «Индикатор» обеспечивает регистрацию кардиосигнала. Управляющим параметром является частота сердечных сокращений (пульс). По изменениям значений частоты сердечных сокращений (пульса) на вдохе и выдохе методист может оценить правильность выполнения технологии диафрагмального дыхания. Для обучения требуется 8 сеансов по минут каждый.
-Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения; -Снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов - Снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему; - Улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом -Улучшается кровоснабжение головного мозга -Исчезают спастические боли. Наблюдаемые эффекты при диафрагмальном дыхании
Удобный интерфейс предоставляет специалисту возможность настраивать работу в сеансе, учитывая индивидуальные особенности пациента. Программное обеспечение содержит обширные ресурсы мультимедиа : наборы слайдов, аудиальное(музыкальное) сопровождение, шаблоны проведения сеансов. Для оценки фонового состояния пациента и эффективности работы, предусмотрен диагностический режим. На каждого пациента ведется индивидуальная карта. Все данные сохраняются в базе данных.
При обучении детей от 8-ми лет предусмотрены различные варианты визуальной обратной связи: - Работа с индикаторной полосой, - смена слайдов, - режим «Полоса», - «Прозрачность».
По результатам каждого проведенного сеанса представляется отчет в виде кардиоритмограммы за весь сеанс и значения основных показателей: -минимальный, средний и максимальный пульс; -количество дыханий в минуту; - соотношение длительности вдоха к выдоху. Данные отчета позволяют специалисту оценить функциональное состояние пациента, правильность выполнения и степень закрепления навыка диафрагмального дыхания.
Физиологическая функция поддержания температуры тела с помощью регуляции теплоотдачи и теплопродукции организма. Играет важную роль в терморегуляции. Поддерживается за счет сужения и расширения сосудов. Централизация кровообращения Спазм периферических сосудов (в т.ч. и гол. мозга) Ухудшение кровообеспечения всего организма Повышение артериального давления Понижение периферической температуры
Режим температурного биоуправления обеспечит: 3) нормализацию вегето-сосудистых реакций, купирование сосудистых спазмов. 1) обучение навыку произвольного повышения периферической температуры. 2) улучшение периферического кровоснабжения, в том числе и головного мозга
Обучение навыку произвольного повышения периферической температуры: Существенно снижает общее напряжение Улучшает периферическое кровоснабжение, в т. ч. головного мозга Нормализует психоэмоциональное состояние Терморегуляция с помощью программы «Комфорт» обеспечивает: Профилактику стрессовых нарушений Коррекцию нарушений внимания и памяти Коррекцию и реабилитацию при постстрессовых состояниях
Режим ЭМГ-ФБУ и ЭМГ- «Джекобсон» предназначен для: 3) Обучения координированному управлению мышечным напряжением. 1) Формирования навыка общей мышечной и психоэмоциональной релаксации. 2) Развития или восстановления мышечного чувства. Нормативы: < 250 мкВ – состояние расслабления мкВ – характерно для положения сидя > 1000 мкВ – мышечное напряжение > 2000 мкВ – влияние стрессовой нагрузки > 5000 мкв – болевой синдром
Специальный режим «Лого» предназначен для использования в логопедической работе, обеспечивая: 4. Эффективную коррекцию расстройств в психоэмоциональной сфере, обусловленных различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями. 1. Обучение речевому дыханию. 2. Уменьшение усталости и оптимизацию темпа речи за счет направленного снижения тонуса соответствующих групп мышц. 3. Отработку звукопроизношения при оптимизации дыхательной функции, плавности речи, ее слитности, коррекцию нарушений темпа, ритма и мелодичности.
1.Диагностический этап 1 занятие 2.Информационно-практический этап (по необходимости) 3.Практический этап 8-15 занятий Диагностический этап по 15 минут Информационно – практический этап по минут Практический этап: по минут Дошкольники 15 минут 1 раз в неделю Младшие школьники 15 минут 1-2 раза в неделю Средние школьники 20 минут 1-2 раза в неделю Старшие школьники 20 минут 2-3 раза в неделю Последовательное обучение навыкам саморегуляции во всех доступных режимах: Кардио - ФБУ, ЭМГ- ФБУ, Т – ФБУ. В зависимости от целей работы последовательность может меняться и дополняться режимом ЛОГО.
Противопоказания Абсолютные: запрет на работу с монитором компьютера; грубые нарушения интеллекта,не позволяющие понимать инструкции методиста Относительные: обострения хронических заболеваний кардиореспираторной системы; значительные нарушения сердечного ритма,не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи.