Комплексные ноосферные исследования лекарственных растений, произрастающих на пришкольном участке. Буданцева Марина Викторовна, учитель биологии МОУ сош.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В поисках гармонии с природой (экспресс- проект благоустройства пришкольной территории) Буданцева Марина Викторовна, учитель биологии МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Advertisements

СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ ПИМЕНОВА АННА ЮРЬЕВНА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ 25 ЮЗАО г.МОСКВЫ.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Виртуальный гербарий Ростовский государственный педагогический университет.
Цветы полей России
Тема урока: Семейство Сложноцветные, или Астровые. Общие признаки.
Экскурсии на уроках биологии Елена Ивановна Вдовкина Учитель биологии МБОУСОШ с УИОП п.г.т Кикнур Кировской области.
Солодовникова Татьяна. Астра сибирская. Наименования вида на латыни: Aster sibiricus L. Категория: 3 категория Статус вида: Редкий, малочисленный в природе.
Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя общеобразовательная школа 2» ПРОГРАММА.
С ОХРАНИМ РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ 1 ГОУ СОШ «Школа здоровья» 1065.
Семейство розоцветные Характеристика семейства: 1.Сколько видов 2.Представители 3.Формула цветка 4.Соцветие 5.Плод 6.Листья 7.Корневая система.
«Современный урок в соответствии с ФГОС». Требования к результатам обучения Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
Урок биологии 6 класс Учитель: Красняк К.А МОУ «Воскресеновская СОШ» Урок биологии 6 класс Учитель: Красняк К.А МОУ «Воскресеновская СОШ»
МОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа» Эколого- биологический кружок «Юные друзья природы» Исполнитель: Липина Светлана Фёдоровна, учитель.
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ. Большинство сложноцветных – травянистые растения Цветки собраны в соцветия – корзинка Цветки пятичленного типа.
Класс Двудольные Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения Работу выполнила: ученица 7 «В» класса Шайахметова Алина.
Жизненные формы в растительном мире. МОУ- СОШ р. п. Пушкино Советский район Саратовская область Учителя биологии, экологии Т. А. Денисова Т. Д. Початкова.
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии лекарственных растений. Задачи Образовательные: сформировать понятия о многообразии лекарственных растений.
Научно-исследовательская работа «Не зеленый парк» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Нурлат Нурлатского.
Жизненные формы в растительном мире МОУ- СОШ р. п. Пушкино Советский район Саратовская область Учителя биологии, экологии Т. А. Денисова Т. Д. Початкова.
Транксрипт:

Комплексные ноосферные исследования лекарственных растений, произрастающих на пришкольном участке. Буданцева Марина Викторовна, учитель биологии МОУ сош 3 г. Рассказово.

Актуальность данного исследования диктуется противоречиями: между существующим потребительским подходом к лекарственным растениям к их дальнейшей сохранности и преумножении (переход от антропоцентрического к биоцентрическому мировоззрению); между существующим потребительским подходом к лекарственным растениям к их дальнейшей сохранности и преумножении (переход от антропоцентрического к биоцентрическому мировоззрению); между наличием практической базы и недостаточностью теоретических источников, подходящих для использования в учебном процессе; между наличием практической базы и недостаточностью теоретических источников, подходящих для использования в учебном процессе; между повышенным интересом к лекарственным растениям и недостаточностью данных к их выращиванию в искусственных условиях. между повышенным интересом к лекарственным растениям и недостаточностью данных к их выращиванию в искусственных условиях.

Объект исследования – пришкольный участок МОУ сош 3 г.Рассказово. Объект исследования – пришкольный участок МОУ сош 3 г.Рассказово. Предмет исследования – лекарственные растения, произрастающие на участке. Предмет исследования – лекарственные растения, произрастающие на участке.

Цель исследования: создать рекомендации по комплексному изучению лекарственных растений в их естественной среде обитания. создать рекомендации по комплексному изучению лекарственных растений в их естественной среде обитания.

Задачи исследования: познакомиться с трудами В.И.Вернадского о необходимости развития ноосферного мышления будущих поколений; познакомиться с трудами В.И.Вернадского о необходимости развития ноосферного мышления будущих поколений; изучить теоретические источники по выбранной проблеме; изучить теоретические источники по выбранной проблеме; разработать рекомендации, дидактические материалы по ведению исследовательской работы по данному направлению; разработать рекомендации, дидактические материалы по ведению исследовательской работы по данному направлению; апробировать наработанные дидактические материалы; апробировать наработанные дидактические материалы; обобщить полученный опыт исследований по данной проблеме и результаты оформить в виде электронного пособия. обобщить полученный опыт исследований по данной проблеме и результаты оформить в виде электронного пособия.

Модель комплексной научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке. научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке.

Система работы Полевые исследования Камеральные исследования

Сбор материала Полевые исследования Сушка материала Фотосъемка Проведение агротехнических мероприятий

Камеральные исследования Обработка материала Обработка материала Работа с информаци- онными источниками Работа с информаци- онными источниками Оформление результатов Оформление результатов Обобщение материалов в виде исследова- тельской работы Обобщение материалов в виде исследова- тельской работы Приведение в систему Гербарный материал Гербарный материал Фотоматериал

Направления работы: общенаучное- работа со справочной биологической литературой, оформление наблюдений, обобщения, выводы, умозаключения и др.; общенаучное- работа со справочной биологической литературой, оформление наблюдений, обобщения, выводы, умозаключения и др.; биологическое – морфология и анатомия отдельных органов растений, онтогенез, систематика лекарственных растений и др.; биологическое – морфология и анатомия отдельных органов растений, онтогенез, систематика лекарственных растений и др.; агротехническое – сбор и хранение семенного материала, посев и посадка растений, обработка почвы, внесение удобрений, уход за растениями в период вегетации и др.; агротехническое – сбор и хранение семенного материала, посев и посадка растений, обработка почвы, внесение удобрений, уход за растениями в период вегетации и др.;

Направления работы: натуралистическое – методика постановки опытов, организация фенонаблюдений, правила сбора и сушки гербарного материала и др.; натуралистическое – методика постановки опытов, организация фенонаблюдений, правила сбора и сушки гербарного материала и др.; экологическое – функционирование естественных и искусственных экосистем, охрана редких видов растений, восстановление растительных ресурсов, приспособление растений к условиям обитания, рациональное использование лекарственных растений и др.. экологическое – функционирование естественных и искусственных экосистем, охрана редких видов растений, восстановление растительных ресурсов, приспособление растений к условиям обитания, рациональное использование лекарственных растений и др..

Выводы. Ознакомление с трудами В.И. Вернадского подтвердило необходимость формирования ноосферного мышления у учащихся и требует выработки нового поведения, новой нравственности в отношении природы. Информационные источники помогли отразить в определителе биологическую характеристику растений: морфологическое описание, жизненную форму, среду обитания, область применения в медицине.

Выводы и результаты. Разработанные дидактические материалы и рекомендации основаны на принципах: -межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира; -межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира; -принципа взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность; -принципа направленности, способствующего развитию гармоничных отношений с окружающей средой. В ходе апробации были внесены необходимые корректировки. Результаты работы оформлены в виде электронного пособия, методических рекомендаций, которые предназначены для работы на уроках биологии, экологии и в дополнительном образовании.

Лекарственные растения пришкольного участка МОУ сош 3 г.Рассказово Рябина Гравилат Одуванчик обыкновенная городской лекарственный Калина Земляника Пижма обыкновенная зеленая обыкновенная

Паспорт лекарственного растения Русское название растения (синонимы) – цикорий обыкновенный Латинское название растения ( синонимы) – Cichorium intybus L. Семейство – Сложноцветные I.Собран в местах естественного произрастания Местонахождение района сбора - г.Рассказово Местообитание - МОУ СОШ 3, пришкольный участок Экологические условия произрастания растения /условия освещения, увлажнения, тип почв/ - чернозем, кислотность почвы рН=6,5; зона полного освещения в течении дня; Время сбора /число, месяц, год/ Форма собранного материала /плоды, вегет. органы, целое растение – надземная часть растения II. Характеристика жизненной формы /по И.Г. Серебрякову/, биологический тип /по К. Раункиеру/ - многолетнее травянистое растение Морфологическое описание органов растени 1. Подземные органы: а) Корневая система /форма, размеры, размещение в почве, метаморфозы корней – длинный мясистый веретеновидный корень

Паспорт лекарственного растения 2. Надземные органы: а) стебель /форма, толщина, цвет, опушение, видоизменения стебля/ - прямостоячий, высотой см, разветвленный в верхней части. листья /тип листорасположения, листовая серия, разнообразие срединных листьев, характер листовых пластинок, их форма, характер края и жилкования листа, окраска, опушение - прикорневые листья, образующие розетку, коротко-черешковые, обратно-ланцетные, стеблевые – сидячие, очередные, полустеблеобъемлющие. б) Соцветие /тип, название, характер облиственности, последовательность распускания цветков/ - одиночные корзинки или собранные пучками, на коротких черенках, до почти сидячих в пазухах листьев. листья /тип листорасположения, листовая серия, разнообразие срединных листьев, характер листовых пластинок, их форма, характер края и жилкования листа, окраска, опушение - прикорневые листья, образующие розетку, коротко-черешковые, обратно-ланцетные, стеблевые – сидячие, очередные, полустеблеобъемлющие. б) Соцветие /тип, название, характер облиственности, последовательность распускания цветков/ - одиночные корзинки или собранные пучками, на коротких черенках, до почти сидячих в пазухах листьев. 3. Репродуктивные органы: а) Цветок /на цветоножке или сидячий, цветоложе, характер симметрии, расположение частей на цветоложе, обоеполый или однополый, тип околоцветника, чашечка, венчик, андроцей, гинецей/ - цветки язычковые, голубые. б) Плоды /тип, название, окраска, способ распространения/ - семянка б) Плоды /тип, название, окраска, способ распространения/ - семянка в) Семена /размеры, форма, окраска, особенности семенной кожуры/_ семянки с пленчатой летучкой Возможные способы размножения /вегетативные, генеративные/ - семенами Применение в медицине: Органы, используемые в медицине - корни, редко используется и надземная часть растения Сроки сбора сырья - осень Применение в научной медицине /включено в Госфармакопею/ - желчегонное, стимулирует пищеварение, снижает уровень сахара в крови Применение в народной медицине - одно из предпочитаемых растений при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, улучшает обмен веществ в организме Сведения о токсичности /ядовитое, токсично в больших дозах, ядовиты отдельные органы, неядовитое/ - не ядовито Практическая значимость, использование человеком /кормовое, техническое, декоративное, медонос, сорное и т.д./ - лекарственное, пищевое Другие сведения - корни используют для получения безкофеинового кофе или сочетают его с кофе в разных соотношениях.