МОУ начальная школа – детский сад «Ломоносов» г.Жуковский 2009г.
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы.
Страница первая: Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей. Основные направления в работе. Страница вторая: Осуществление психологической поддержки и коррекции детско - родительских отношений. Страница третья: Содержание и формы работы с родителями. Страница четвертая: Диагностика эффективности деятельности классного руководителя и воспитателя в работе с родителями.
Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей. Основные направления в работе.
познавательная сфера жизни; поддержка физического здоровья учащихся; дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей; поддержка одаренных детей; социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Работа школы и семьи. 1. Работа с родителями воспитанников детского сада. 2. Работа с родителями учащихся начальной школы.
Воспитательно – развивающая. Формирующая. Охранно – оздоровительная. Контролирующая. Информационная. Бытовая.
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса, группы. 2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана 3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско – родительских отношений.
Выделяют три группы родителей: Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно – воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Профилактическая, разъяснительная работа ( вопросы здоровья, учебы, занятости) Индивидуальная воспитательная работа. Выявление проблемных семей детей. Коррекционная работа с ними. Защита прав ребёнка. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета. Обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).
диагностика, консультация, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование,
Составление характеристик семей обучающихся. Организация диагностической работы по изучению семей. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей.
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ. Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка. Стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
контроль; требовательность к социальной зрелости; общение; эмоциональная поддержка.
1.5-2 года: симпатия и антипатия, чувство стыда и огорчения. 2-3 года: общественные чувства, вопросы «что?», «почему?», эстетические чувства, интерес к явлениям природы; 3,5-4 года: обращение к взрослым, перенос чувств на персонажей сказок; 4-5 лет: чувство привязанности к сверстникам, чувство юмора, сдерживание своих эмоций, произвольное выражение эмоций; 5-6 лет: реагирование на поступление в школу, господствование всех эмоций. Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, педагоги, их отношение к ребенку, оценка его достижений!
Одним из главных вопросов в детско- родительских отношениях является понятие «роли» «Кумир»: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства; «Козел отпущения»: комплекс неполноценности; «Делегат»: чрезмерная ответственность, тревожность;
Контролирующий; Демократический;
o «Семья – санаторий»: повышенная чувствительность, раздражительность, реакции протеста, агрессивность; o «Семья – крепость»: внутриличностный конфликт, перенапряжение нервной системы; o «Семья – третий лишний»: неуверенность в себе, безынициативность, комплекс неполноценности;
Директива – скрытое косвенное приказание, «установка», не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно: чувством вины перед родителем. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим»: Не «живи»; «Не будь ребенком»; «Не расти»; «Не думай»; «Не достигай успеха»; « Не будь лидером»; «Не принадлежи никому, кроме меня»; «Не будь близким»; «Не делай»; «Не будь собой»; «Не чувствуй себя хорошо».
Содержание и формы работы с родителями.
Повышение психолого – педагогических знаний родителей. Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Выделяют: индивидуальные и коллективные традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы Коллективные: Родительское собрание Общешкольная конференция Родительский лекторий Вечер для родителей Родительские чтения Семинар Практикум Заседание «Круглый стол» «Педагогическая гостиная» «Устный журнал» Тренинг Спортивные соревнования Акция «Милосердие»Акция «Книжка», «Игрушка» Трудовой десант Субботник Творческий Концерт Выставка Вернисаж Нетрадиционные формы Индивидуальные: Творческие дела. Семейные традиции. История моей семьи. Талисман семьи. Гороскоп семьи Семейная книга рекордов. Географическая карта моей родословной. Долгожитель» семьи ( книга, игрушка) День рождения в семье. Праздники семьи Семейные увлечения. «Четыре способа обрадовать маму». Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры). Мой семейный альбом. Известные люди семьи. Папа может все, что угодно. Наш дом театр, музей, оранжерея…. Песни (сказки) моей бабушки. Самое ласковое мамино слово. Мое любимое блюдо. Я горжусь своим дедом! Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Диагностика эффективности деятельности классного руководителя и воспитателя детского сада в работе с родителями
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? 2.Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями?(укажите какие) 3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно? учебно – познавательное спортивно – оздоровительное военно – патриотическое природоохранное трудовое - досуговое 4.Каков образовательный потенциал родителей в классе? 5.Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? 6.Ваши предложения.
Вывод: По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей и воспитателей является: учебно – познавательная досуговая трудовая положительный микроклимат в семье Менее эффективна работа с родителями и детьми в военно – патриотическом направлении.