«Эмотивное пространство рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» Автор: Вихрова Екатерина, ученица 8 класса МБОУ «РСОШ2» Руководитель: Бондаренко А. А., учитель русского языка и литературы 2012
Цель работы: проведение анализа эмотивного пространства рассказа И.А.Бунина "Легкое дыхание".
Задачи: 1) изучить алгоритм анализа эмотивного пространства текста; 2) проанализировать эмотивные смыслы в структуре образов персонажей; 3) выделить эмотивные смыслы в структуре образа автора; 4) определить эмоциональную тональность текста; 5) обобщить результаты анализа.
Эмотивные смыслы Диктальные (в структуре образов персонажей) Модальные (в структуре образа автора)
Диктальные эмотивные смыслы ( в структуре образов персонажей ) Контекстологические Функционально – текстовые Фразовые; Фрагментные; Общетекстовые. Интерперетационные Характерологические; Изобразительно –жестовые. Эмоционально- оценочные Регулятивы; Рефлексивы.
Модальные эмотивные смыслы ( в структуре образа автора ): Персональные (персонажные) (представляют эмоциональную оценку персонажа); Ситуативные (представляют эмоциональную оценку конкретной текстовой ситуации); Частно-событийные (эмоциональная оценка частного события); Глобально-событийные (эмоциональная оценка события, играющего важную роль в целом тексте).
Поведение героини: «…она вихрем носилась по соборному залу…»; «…она с разбегу остановилась,…быстрым и уже привычным …движением оправила волосы, дернула уголки передника…и, сияя глазами, побежала наверх»; «…глядя ясно и живо, но без всякого выражения на лице…» «…с любопытством посмотрела Мещерская…»; «просто, почти весело ответила…»; «…не теряя простоты и спокойствия…».
Внутренняя речь: «Я была так счастлива, что одна… я думала так хорошо, как никогда в жизни… у меня было такое чувство, что я буду жить без конца, и буду так счастлива, как никто… я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать…». «…я не понимаю как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход!..Я чувствую к нему отвращение, что не могу пережить этого!...».
Эмоциональный портрет: «…радостные поразительно живые глаза»; «…из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек…»; «…как-то незаметно пришло к ней… изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах…» и т.д.
Обстановка (персонажные эмотивные смыслы) «Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе».
Погода (ситуативные эмотивные смыслы): последняя зима Оли Мещерской: «Зима была снежная, солнечная, морозная…»; на кладбище: «апрель, дни серые;… голые деревья; холодный ветер»; после смерти Оли: «свежо дует полевой воздух,…белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле…»; «облачное небо в холодном весеннем ветре».
«Легкое дыхание» Оли Мещерской «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Спасибо за внимание!!!