Выполнила: О.М. Смирнова учитель биологии Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа
Формирование навыка работы с биологическими объектами; исследование строения растительного организма - пшеницы Лупа, гербарий пшеницы, препаровальная игла
1. Рассмотрите корневую систему пшеницы. Чем она отличается от корневых систем класса двудольных растений? 2. Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте стебель пшеницы поперек в междоузлии и в узле и рассмотрите разрезы. Чем отличается стебель пшеницы от стеблей ранее изученных растений? Как называется стебель пшеницы? 3. Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение? 4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? 5. Пинцетом выделите отдельный колосок. Рассмотрите его с помощью лупы. Найдите колосковые чешуи. Сколько их? Сколько цветков в колоске? 6. Выделите из колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите верхнюю и нижнюю цветковые чешуи. Чем они отличаются друг от друга? Подсчитайте и запишите, сколько в цветке тычинок. Найдите в цветке пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик? 7. Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется?
узелмеждоузлия соломина
ОстьЦветковые чешуи Тычинки ПестикКолосковые чешуи
Пшеница Класс однодольные Растения Класс двудольные Корневая система Мочковатая, образуется из системы главного корня и придаточных корней Стебель Прямостоячный, полый в междоузлиях, в узлах заполнен тканью соломина Листья Листья длинные узкие с параллельным жилкованием. Основание листа влагалище – защищает растущий участок стебля Соцветие Сложный колос, состоящий из колосков, сидящих на общей оси. Колосок Колосок имеет 2 колосковые чешуи и от 3 до 5 цветков между ними. Цветок Цветок состоит из 2-х цветковых чешуй, которые заменяют околоцветник. Более крупная нижняя цветковая чешуя. Более мягкая верхняя цветковая чешуя как бы вложена в нижнюю. В цветке 3 тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и 1 пестик с 2-мя мохнатыми рыльцами. Плод зерновка
Прочитайте и вставьте пропущенные слова. У растений семейства Злаков листья длинные с ______________________ жилкованием и __________________________ влагалищем. Мелкие цветы образуют простые соцветия _________________, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия _____________,______________. Цветок имеет ______________ цветочные чешуи, _____________ тычинки и _____________ пестик. Плод - ____________________________.
Закрепление знаний и умений (Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы) Название семейст-ва Формула цветка СоцветиеПлодОсобенности строения вегетативных органов Представител и и их практическое значение Злаковые (мятли- ковые)10 тыс. видов О2+(2)Т3П1Сложный колос, султан, метелка, початок. Зерновка с крахмалис- тым эндоспермом Стебель соломина, полый внутри междоузлий со вздутыми узлами, листья сидячие с влагалищем, простые с параллельным жилкованием. Зерновые: Пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, просо, кукуруза, сорго. Технические: сахарный тростник. Кормовые: тимофеевка, костер, мятлик. Сорные: пырей, овсюг, куриное просо.
Лист достижения учащихся. Фамилия, имя ученика. Участие в работе на уроке Участие в эвристиче ской беседе Ответы на вопросы в ходе объяснени я Участие в работе группы Заполнен ие таблицы Итоговая оценка
Домашнее задание: стр , стр.84 «Проверьте свои знания». Творческое задание для учеников, интересующихся биологией: 1.Определите, из каких растений семейства злаки делают различные крупы, употребляемые человеком в пищу. Из семян каких растений делают манную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупу, из каких растений делают муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье. Соберите информацию об исследованиях Н.И.Вавилова. Выясните, из каких районов земного шара произошли различные виды злаков, возделываемые человеком.