Просмотр Подготовила: Козловская Елена Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ 9 «Березка» 2012 год.
Актуальность В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.
Основные понятия: Термин экология введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова экойс, экус – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.
… маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать… А.В.Луначарский
Ожидаемые результаты Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры. Некоторые особенности природы своего края. Основные признаки времен года. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Правила поведения в природе. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Выполнять правила личной гигиены. Различать изученные растения, животных. Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя. Подкармливать птиц в простейших кормушках. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Проводить поисково- исследовательскую деятельность под руководством педагога
Система педагогического взаимодействия : - это организованное обучение - совместная деятельность взрослого с ребенком - самостоятельная деятельность детей
Содержание работы по экологическому воспитанию Познавательные занятия экскурсия в природу, целевые прогулки наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых Походы трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д. работа с моделями беседы и разговоры с детьми на экологические темы сбор коллекций, семян, камней, листьев марафоны, аукционы, акции проект дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры проведение музыкальных и спортивных развлечений оформление выставки детских работ экспериментирование чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. работа с календарями природы, дневниками наблюдения изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет) экологические тропы
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Анкетирование, проведение опросов Совместные досуги, праздники, КВН, викторины Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах- конкурсах Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации Ширмы, экологические стенды Проекты Дискуссии, семинары- практикумы, обмен опытом между родителями Информационные проспекты для родителей Организация дней открытых дверей Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок- передвижек
Метод проектов (как технология) Образовательный проект – планирование педагогического исследования в соответствии с перечнем определенных объектов и методов. Учебный проект – планирование деятельности воспитанников, направленной на приобретение ими учебно- познавательных и практических умений.
Этапы работы над проектом постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация развивающей, познавательной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми; работа над частями проекта, его коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Источники: Автор презентации: Козловская Елена васильевна, МБДОУ 9 «Березка» Автор шаблона: Кривоногова Лариса Алексеевна, МБ ДОУ 36 «Золотой ключик» города Набережные Челны, воспитатель детского сада. Шаблон для сайта Материал к презентации: ресурсы Интернет