Урок - основная форма организации обучения в современной школе Деловая игра: «Формы организации учебного процесса в школе». Автор: Ересько Тамара Николаевна Место работы: МОУ «СОШ 62»
Станция1. Формы обучения и их развитие в дидактике. 1.Что такое формы обучения? 1.Что такое формы обучения? 2.Назовите основные формы организации обучения. 2.Назовите основные формы организации обучения. а)по количеству учащихся: а)по количеству учащихся: Индивидуальные Индивидуальные Индивидуально-групповые Индивидуально-групповые Коллективные Коллективные Групповые Групповые б) по месту учебы: б) по месту учебы: Школьные Школьные Внешкольные Внешкольные В)по продолжительности учебных занятий: В)по продолжительности учебных занятий: Урок -45 минут Урок -45 минут Спаренное занятие – 90 минут Спаренное занятие – 90 минут Мероприятие произвольной длительности Мероприятие произвольной длительности
3.Почему классно-урочная система форма организации обучения является основной? а)есть и другие, вспомогательные формы обучения; а)есть и другие, вспомогательные формы обучения; б)так как она возникла раньше других; б)так как она возникла раньше других; в)именно на уроке в процессе выполнения работы идет реализация поставленных целей; в)именно на уроке в процессе выполнения работы идет реализация поставленных целей; г)на уроках изучается большой объем учебного материала; г)на уроках изучается большой объем учебного материала; д)урок проводится учителем. д)урок проводится учителем. 5.Что вы понимаете под уроком? 5.Что вы понимаете под уроком? Это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста и постоянного состава; занятие по твердому расписанию и по единой программе обучения. Это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста и постоянного состава; занятие по твердому расписанию и по единой программе обучения.
5.Назовите достоинства и недостатки урока как формы работы. Достоинства: Достоинства: Четкая организационная структура Четкая организационная структура Возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного обсуждения проблем Возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного обсуждения проблем Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся Воспитание школьников в процессе обучения Воспитание школьников в процессе обучения Экономичность обучения, так как учитель одновременно работает с большой группой учащихся Экономичность обучения, так как учитель одновременно работает с большой группой учащихся Благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности Благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности Недостатки: Недостатки: Ориентирована в основном на среднего ученика Ориентирована в основном на среднего ученика Отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно–воспитательной работы с учащимися Отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно–воспитательной работы с учащимися
Станция 2. Нестандартные формы организации учебного процесса в школе. Типы нетрадиционных уроков: Типы нетрадиционных уроков: Урок – КВН Урок - консультация Урок – КВН Урок - консультация Урок – сказка Урок - экспедиция Урок – сказка Урок - экспедиция Урок – путешествие Урок – «Лесная газета» Урок – путешествие Урок – «Лесная газета» Урок – спектакль Урок - соревнование Урок – спектакль Урок - соревнование Урок – викторина Урок – «Следствие Урок – викторина Урок – «Следствие Урок – ярмарка ведут знатоки» Урок – ярмарка ведут знатоки» Урок – игра Урок - эстафета Урок – игра Урок - эстафета Урок – аукцион Урок – «Клуб почемучек» Урок – аукцион Урок – «Клуб почемучек» Урок – лекция Урок – «Эврика» Урок – лекция Урок – «Эврика» Урок – экзамен Урок - творчество Урок – экзамен Урок - творчество Коллективный урок Урок - встреча Коллективный урок Урок - встреча Урок – конференция Интегрированный урок Урок – конференция Интегрированный урок Деловая игра Деловая игра
Станция 3. Классификация уроков. 1Чем обусловлено деление уроков на определенные типы? 1Чем обусловлено деление уроков на определенные типы? 2.По каким критериям осуществляется классификация уроков? 2.По каким критериям осуществляется классификация уроков? 3.Назовите основные типы уроков? 3.Назовите основные типы уроков? 4.По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ: 4.По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ: а)по дидактическим целям; а)по дидактическим целям; б)по расположению элементов урока; б)по расположению элементов урока; в)по количеству времени, отводимого на достижение главной цели; в)по количеству времени, отводимого на достижение главной цели; г)по количеству структурных частей урока; г)по количеству структурных частей урока; д)по деятельности учителя. д)по деятельности учителя.
Станция 4. Структура уроков. 1.Что такое структура уроков? 1.Что такое структура уроков? 2.Для какого типа урока характерна структура, записанная на карточке? 2.Для какого типа урока характерна структура, записанная на карточке? Карточка1. Карточка1. 1.Организация чувственного опыта, опорных знаний учащихся. 1.Организация чувственного опыта, опорных знаний учащихся. 2.Мотивация учебной деятельности школьников. 2.Мотивация учебной деятельности школьников. 3.Сообщение темы, цели и задачи урока. 3.Сообщение темы, цели и задачи урока. 4.Восприятие нового учебного материала. 4.Восприятие нового учебного материала. 5.Осмысление учебного материала. 5.Осмысление учебного материала. 6.Обобщение и систематизация знаний. 6.Обобщение и систематизация знаний. 7.Подведение итогов урока. 7.Подведение итогов урока. 8.Сообщение домашнего задания. 8.Сообщение домашнего задания.
Карточка2 1.Проверка знаний учащихся. 1.Проверка знаний учащихся. 2.Проверка осмысления теоретических знаний учащихся. 2.Проверка осмысления теоретических знаний учащихся. 3.Применение знаний в нестандартных ситуациях. 3.Применение знаний в нестандартных ситуациях. 4.Итоги урока. 4.Итоги урока. 5.Задание на дом. 5.Задание на дом.
Карточка3. 1.Проверка выполнения учащимися домашнего задания. 1.Проверка выполнения учащимися домашнего задания. 2.Проверка ранее усвоенных знаний. 2.Проверка ранее усвоенных знаний. 3.Мотивации учения школьников. 3.Мотивации учения школьников. 4.Восприятие и осознание учащимися нового материала. 4.Восприятие и осознание учащимися нового материала. 5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний. 5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний. 6.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. 6.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Карточка 4. 1.Актуализация опорных знаний и действий. 2.Усвоение новых знаний. 3.Формирование умений на основе применения их в стандартных условиях. 4.Формирование навыков. 5.Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях.
Карточка 5. 1.Мотивация учебной деятельности школьников. 1.Мотивация учебной деятельности школьников. 2.Сообщение темы, цели и задачи урока. 2.Сообщение темы, цели и задачи урока. 3.Обобщение отдельных факторов, событий, явлений. 3.Обобщение отдельных факторов, событий, явлений. 4.Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний. 4.Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний. 5.Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей урока. 5.Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей урока. 6.Итог урока. 6.Итог урока. 7.Домашнее задание. 7.Домашнее задание.
Станция 5. Подготовка учителя к уроку. 1.Назовите этапы подготовки учителя к уроку. 1.Назовите этапы подготовки учителя к уроку. 2.В чём заключается подготовка учителя к уроку? 2.В чём заключается подготовка учителя к уроку? 3.Назовите основные компоненты плана-конспекта урока. 3.Назовите основные компоненты плана-конспекта урока. 4.Как вы понимаете слова А. Дистервега:«Урок – это айсберг в океане учебной работы, со стороны видна четверть, а может быть, и пятая часть, всё остальное, а именно: подготовка к нему не видна. И только отдаленный результат свидетельствует о глубинной невидимой работе учителя». 4.Как вы понимаете слова А. Дистервега:«Урок – это айсберг в океане учебной работы, со стороны видна четверть, а может быть, и пятая часть, всё остальное, а именно: подготовка к нему не видна. И только отдаленный результат свидетельствует о глубинной невидимой работе учителя». 5.Закончите предложения. 5.Закончите предложения. Высокое качество подготовки урока гарантирует… Высокое качество подготовки урока гарантирует… Диагностика урока – это… Диагностика урока – это… Заключительный этап подготовки урока – это составление… Заключительный этап подготовки урока – это составление…
Виды анализа уроков: 1)общий; 1)общий; 2)структурно-временной; 2)структурно-временной; 3)психологический; 3)психологический; 4)психо-физиологический; 4)психо-физиологический; 5)комплексный; 5)комплексный; 6)с точки зрения здоровьесбережения. 6)с точки зрения здоровьесбережения.