Школа 412
Цель – сформировать понятие внешнего угла треугольника, знать его свойство, доказать теорему о соотношении сторон и углов треугольника, уметь применять ее при решении задач.
Школа 412 I. Устная работа 1) Какое наибольшее число прямых можно провести через различные пары из : а) 2 точек; б) 3 точек; в) 4 точек? 2) На прямой отмечены: а) 2 точки; б) 3 точки; в) 4 точки. Сколько получилось лучей в каждом случае? 3) Что общего между вертикальными и смежными углами? 4) Какой угол образуют биссектрисы двух смежных углов? 5) Какой угол образуют биссектрисы вертикальных углов? 6) Разность двух смежных углов равна 40. Найдите эти углы.
Школа 412 Изобразим произвольный треугольник ABC.Продолжим сторону AC и рассмотрим углы ACB и BCD. - Как расположены выделенные углы по отношению к данному треугольнику? - Как их можно назвать? - Чему равна их сумма? Угол, смежный с каким- нибудь углом треугольника называется внешним углом этого треугольника. С
Школа Сколько внешних углов можно построить: а) при вершине C; б) при любой вершине треугольника? Что можно сказать об их величине? С
Школа 412 Изобразим теперь треугольник EFG и построим все его внешние углы. - Сколько всего внешних углов имеет треугольник? F E G
Школа 412 Измерим (с помощью транспортира) внешний угол BCD треугольника ABC и сравним его с углами A и B треугольника, несмежными с ним. Какое предположение можно сделать? Теорема. Внешний угол произвольного треугольника больше каждого его внутреннего угла, несмежного с ним.
Школа 412 Теорема. Внешний угол произвольного треугольника больше каждого его внутреннего угла, несмежного с ним.
Школа 412
Доказательство.
Школа 412 Аналогично можно доказать, что BCD > BACBAC
Школа 412 Следствие 1 В треугольнике может быть только один тупой угол. Пусть в треугольнике ABC угол C тупой, тогда смежный с ним внешний угол будет острым. По доказанной теореме он больше внутренних углов A и B треугольника. Следовательно, углы A и B острые.
Школа 412 Следствие 2 В треугольнике может быть только один прямой угол. Доказательство аналогично доказательству следствия 1.
Школа Известно, что в треугольнике ABC BC>AC>AB. Какой из углов больше: а) B или A; б) C или A; в) B или С? Ответ. а) A>B; б) A>C; в) B>C. 2. В треугольнике АВС сторона АВ наибольшая: а) какие углы этого треугольника острые; б) каким может быть угол С? Ответ. а) A, B; б) острым, прямым или тупым. 3.Могут ли в треугольнике градусные величины двух углов быть равны 130 и 60?130 и 60 4*. Могут ли два внешних угла треугольника (при двух его вершинах) быть острыми?быть острыми Решить задачи.
Школа Решение. Нет, так как внешний угол к углу треугольника в 130 равен 50, и он должен быть больше всех остальных углов треугольника. 4. Решение. Нет, так как в противном случае треугольник имел бы два внутренних тупых угла.
Школа 412 ИТОГ УРОКА 1.Внутренним углом треугольника называется … 2.Всего у треугольника имеется … внешних углов. 3.Внешний угол треугольника …, несмежного с ним. 4.В треугольнике может быть … прямых углов. 5.Внешним углом треугольника называется … 6.При каждой вершине треугольника можно построить … внешних углов. 7.Внутренний угол треугольника меньше … 8.В треугольнике может быть … тупых углов.
Школа 412 V. Задание на дом 1. Выучить разобранную теорию (п. 12 учебника). 2. Решить задачи. 9,11, пр-р2,20
Школа 412