Вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии Учитель-логопед СОШ 33 Шамраева С.А.
Я.К. Грот: «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка»
стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография -
55,5% дошкольников имеют её предпосылки; 53% учащихся вторых классов имеют дисграфию ; 37% учащихся переходят в среднюю школу с неустраненной дисграфией; 39% старшеклассников имеют дисграфию, «осложнённую» дизорфографией Дисграфия (Л.Г. Парамонова)
Дизорфография (И.В. Прищепова) 2 классы – 80% 3 классы – 90% 4 классы – 90%
Формы дизорфографии тяжёлая форма – 33% детей с ОНР (неверное воспроизведение орфограмм более чем в 50% случаев); средняя форма - 40% детей с ОНР (до 30% ошибок); лёгкая форма – 27% детей с ОНР (не более 15% ошибок)
Виды дисграфии: акустическая (на почве нарушения фонемного распознавания); артикуляторно-акустическая; дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока; аграмматическая дисграфия.
Акустическая и артикуляторно- акустическая дисграфия Ошибки проявляются в заменах букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.
К таким звукам относятся следующие группы согласных: глухие – звонкие; твёрдые – мягкие; свистящие – шипящие (цветы – «светы», жаворонок – «заворонок», шуба – «суба», цветок – «чветок»); сонорные [Р],[Л], [Й] (картина – «калтина», сарай – «сараль»)
Дисграфические ошибки на замены звонких и глухих согласных в сильной фонетической позиции: П-Б (подберёзовики – «бодберёзовики); К-Г (показались – «погазались»); С-З (интересуют – «интерезуют»); Т-Д (беспробудная – «беспробутная»); Ф-В (повар – «пофар»); Ш-Ж (ежата – «ешата»)
Дизорфографические ошибки на правописание звонких и глухих согласных в слабой фонетической позиции: С-З (сильный мороз – «сильный морос», белая берёзка – «белая берёска»); Ш-Ж (стальной нож – «стальной нош», колючий ёж – «колючий ёш»); Ш-Ж, Т-Д (тёплый дождь – «тёплый дошть»); П-Б (дуб- «дуп»)
Трудности употребления твёрдых и мягких согласных обусловлены: нарушением слуховой дифференциации данных звуков; неусвоением правил обозначения мягкости согласных звуков на письме (при наличии их нормальной дифференциации)
При нарушении слуховой дифференциации звуков [т] и [т] учащиеся не могут усвоить правило о правописании окончаний глаголов неопределённой формы и 3-го лица единственного и множественного числа (что делает? – одевается; что делать? – одеваться)
Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока
Дисграфические ошибки проявляются в искажении звукослоговой структуры слова: пропуск букв, слогов; перестановка букв (верба – «вебра»), слогов (молоток – «мотолок»); недописывание букв, слогов (лопата – «лопат»); наращивание слов лишними буквами, слогами (трава – «тарава», клюква – клюкиква); слитное написание значимых слов и их произвольное деление (утюг – «у тюг», дети играли – «детииграли»); искажение слов (храбрый – «хабаб»); слитное написание предложений.
Дизорфографические ошибки при данном виде дисграфии: правописание предлогов и приставок (в траве – «втраве», со своими – «сосвоими», под деревьями – «поддеревьями», беспробудная – «без пробудная», защебетали – «за щебетали», встрепенулись – «в стрепенулись»); перенос слов (крайнее «ужимание» последнего слова, постоянное недописывание слов, переход за поля)
Аграмматическая дисграфия
Дисграфические и дизорфографические ошибки выражаются в аграмматизмах, т.е. в нарушениях норм согласования и управления (изменения слов по категориям числа, рода, падежа, времени): искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»); изменение падежных окончаний (много деревьев – «много деревов», упал с санок – «упал с санкох», шёл к ферме – «шёл к фермы»); нарушение предложно-падежных конструкций (над столом – «на столом», зайка жил в живом уголке – «зайка жил живом уголке», играю с девочкой – «играю из девочкой»);
Дисграфические и дизорфографические ошибки выражаются в аграмматизмах, т.е. в нарушениях норм согласования и управления (изменения слов по категориям числа, рода, падежа, времени): изменение падежа местоимений (около него – «около ним»); нарушение согласования в роде, числе (белый дом – «белая дом», большое белое пятно – «большая белая пятно», ворона перезимовала – «ворона перезимовало», зеленеют всходы – «зеленеет всходы» ); нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении)
Общие черты аграмматической дисграфии и дизорфографии: 1) Начинают «обозначаться» в третьих классах школы, более полно проявляясь в среднем и старшем звене. 2) В основе лежит невозможность овладения морфологическим принципом письма, связанная с трудностью усвоения морфологического состава слова. 3) Характеризуются одними и теми же симптомами. 4) Однотипны пути устранения (необходима углублённая работа над морфологическим составом слова).