Личностно- ориентированное обучение.. Содержание: 1.Технология личностно-ориентированного обучения: - основные требования к разработке дидактического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды заданий для развития индивидуальной личности 1 блок Задания на создание возможностей самопознания 2 блок Задания на создание возможностей для самоопределения.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
Личностно-ориентированная технология. В центре внимания –уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить,
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
Личностно- ориентированное обучение. Актуальность личностно- ориентированного обучения На современном этапе развития общества перед школой стоит задача.
Личностно- ориентированное обучение Выполнила: слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе «Психолого-педагогические основы и технологии.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Транксрипт:

Личностно- ориентированное обучение.

Содержание: 1.Технология личностно-ориентированного обучения: - основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно- ориентированного процесса; - образовательная среда. 2. Основные требования к личностно- ориентированному уроку: - средства достижения познавательной активности учащихся; - критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока. 3. Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личности. 4. Основные положения анализа личностно-ориентированного урока.

Технология личностно- ориентированного обучения Основным принципом разработки личностно- ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические способности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно- ориентированного процесса Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии. При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал. Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции). Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).

Образовательная среда включает: 1) организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; 2) предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий; 3) использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; 4) создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; 5) постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; 6) особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий; 7) разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление; 8) организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения; 9) конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения познавательной активности учащихся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно- ориентированного урока: 1) использование проблемных творческих заданий; 2) применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; 5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; 6) оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; 7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; 8) при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личности Виды заданий для развития индивидуальности личности: «Узнай себя!»«Узнай себя!» «Выбирай себя!»«Выбирай себя!» «Проверяй себя!»«Проверяй себя!» «Твори совместно!»«Твори совместно!» «Меняй себя ради себя!»«Меняй себя ради себя!»

Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой "Узнай себя!"): содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, последовательности действий в лабораторной работе и пр.); анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, последовательности действий в лабораторной работе и пр.); оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты"); оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты"); анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.); анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.); включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т. д. включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т. д.

Задания на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику - "Выбирай себя!"): аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности, практичности, аналитической- синтезирующей направленности и т.п.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности, практичности, аналитической- синтезирующей направленности и т.п.); задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл; задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл; задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); выбор форм отчетности учебной работы (письменный - устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием); выбор форм отчетности учебной работы (письменный - устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием); выбор режима учебной работы (интенсивный, т. е. в краткий срок, освоение темы, распределённый режим - "работа порциями" и пр.); выбор режима учебной работы (интенсивный, т. е. в краткий срок, освоение темы, распределённый режим - "работа порциями" и пр.); задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала; задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала; задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития. задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Задания на "включение" самореализации ("Проверяй себя!"): Задания на "включение" самореализации ("Проверяй себя!"): 1) требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень и т.п.); 2) требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); 3) задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.); 4) проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной. Кроме того, возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание, типа рецензий, мнений, анализа. Важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включённость, проявление своих творческих задатков. Кроме того, возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание, типа рецензий, мнений, анализа. Важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включённость, проявление своих творческих задатков.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников (" Твори совместно!"): совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; "обычные" творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы; "обычные" творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы; творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролёр и пр. (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений); творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролёр и пр. (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений); задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы; задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы; совместный анализ результата и процесса работы (совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.); совместный анализ результата и процесса работы (совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.); задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы ; задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы ; стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителем, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы; подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития. стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителем, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы; подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

Задания и группа приёмов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"): задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу); задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу); проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание); проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание); после серии решения тренировочных математических задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок; после серии решения тренировочных математических задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок; задания на проработку своих учебных перспектив (пример такой проработки - планирование результатов учебной работы в четверти или в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.); задания на проработку своих учебных перспектив (пример такой проработки - планирование результатов учебной работы в четверти или в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.); субъективно трудные задания или сложные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (например, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов по математике; подчеркивается, что доклады оцениваться не будут, предлагается желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности докладов с ранее выполнявшейся подобной работой и подумать о результатах сравнения); субъективно трудные задания или сложные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (например, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов по математике; подчеркивается, что доклады оцениваться не будут, предлагается желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности докладов с ранее выполнявшейся подобной работой и подумать о результатах сравнения); широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д.(эти задания также безоценочные). широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д.(эти задания также безоценочные).

Основные положения анализа личностно- ориентированного урока: личностное развитие учащихся;личностное развитие учащихся; исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся;исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся; проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока;проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока; мотивация предстоящей учащимися деятельности;мотивация предстоящей учащимися деятельности; решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока;решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока; организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке;организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке; возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов;возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов; создание ситуации выбора и роль учащихся в этом выборе;создание ситуации выбора и роль учащихся в этом выборе; учащиеся и творческий поиск: в чём он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности;учащиеся и творческий поиск: в чём он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности; способы личностного развития, «строительства» собственной личности, которыми овладели учащиеся:: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности, умением сотрудничества и взаимопомощи, умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.;способы личностного развития, «строительства» собственной личности, которыми овладели учащиеся:: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности, умением сотрудничества и взаимопомощи, умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.; интеграция содержания;интеграция содержания; диалогический характер обучения;диалогический характер обучения; развитие логического мышления учащихся;развитие логического мышления учащихся; использование современных технологий обучения и их эффект;использование современных технологий обучения и их эффект; настроение урока;настроение урока; творческие педагогические находки урока.творческие педагогические находки урока.