Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании. Этапы разработки «Положения об организационной структуре» компании. Связь модели стратегии и модели организационной структуры. Подходы к реструктуризации управления компанией. Разработка должностных инструкций.
Понятие реструктуризации Реструктуризация – это изменение структуры системы. Если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация – это изменение организационной структуры; если рассматривается структура бизнес- процессов, то реструктуризация – это изменение бизнес-процессов.
основные подходы к разработке структуры организации Функциональный дивизиональный матричный командный сетевой
Различия в структурах Каждый из этих структурных подходов соответствует определенным организационным целям и обладает как достоинствами, так и недостатками. Основное отличие названных структур состоит в том, по какому принципу сотрудники объединяются в отделы и перед кем отчитываются. Различия в структурах во многом определяют задачи, которые ставятся перед сотрудниками, и методы мотивации к труду.
Организационный анализ компании Модель организационной структуры включает: иерархический перечень продуктов и услуг, предоставляемых компанией; иерархический перечень функций, поддерживающих производство и предоставление продуктов и услуг; иерархический перечень исполнительных звеньев, обеспечивающих реализацию функций; матрицу организационных проекций, описывающую закрепление функций за исполнительными звеньями.
Разделы «Положения об организационной структуре» компании Виды деятельности, продукты и услуги, бизнесы. Перечень обеспечивающих функций. Перечень функций менеджмента. Перечень организационных (структурных) звеньев. Закрепление видов деятельности, обеспечивающих функций, функций менеджмента за структурными звеньями. Организационная структурная схема.
Порядок разработки «Положения об организационной структуре» Создание рабочей группы, назначение руководителя. Ознакомление с методикой и анкетами по обследованию организационной структуры. Ознакомление с примерами заполнения анкет. Ознакомление с примером «Положения об организационной структуре». Проведение обследования организационной структуры выбранной фирмы и заполнение соответствующих моделей. Подготовка в соответствии с результатами обследования проекта «Положения об организационной структуре» и согласование его с заинтересованными должностными лицами и службами. Утверждение «Положения об организационной структуре». Подготовка и утверждение приказа по фирме о порядке разработки и изменения «Положения об организационной структуре».
разработка «Положения об организационной структуре» 1 этап. Составление перечня продуктов и услуг (продуктовая модель) 2 этап. Составление перечня функций и построение функциональных моделей 3 этап. Составление перечня исполнительных звеньев (структурная модель 4 этап. Построение матриц организационных проекций 5 этап. Анализ матрицы и построение структурной схемы
Связь модели стратегии и модели организационной структуры Реструктуризация управления, поиск организационной структуры «как нужно» направлены на реализацию стратегии компании. Организационная структура «обслуживает» стратегию, она должна быть адекватна стратегии
методы моделирования стратегий На первом этапе качественный анализ бизнеса (SWOT-анализ, дерево целей), по результатам которого формируется список приоритетов развития и объектов реформирования, разрабатываются операции по нейтрализации слабых сторон компании и усилению ее преимуществ; втором этапе стратегического планирования – моделировании бизнеса будущего. Специалисты должны разработать основные бизнес-процессы и логистику для обеспечения выпуска намеченной продукции, ответственные за менеджмент – систему управления.
Связь модели стратегии и модели Орг. структуры Устанавливается следующая цепочка зависимостей: стратегический анализ – стратегия – продуктовая стратегия – функциональная структура – структурная схема исполнительной системы – организационная структура («как нужно») для обслуживания стратегии
Ситуации, требующие реструктуризации управления компанией организационный анализ выявил недостатки существующей организационной структуры; изменилась стратегия компании; перераспределяется ответственность подразделений; происходит сокращение (увеличение) компании; компания переходит из линейно-функциональной в ди- визиональную структуру (и наоборот); компания развивается, в результате чего появляются новые функции; осуществляется реинжиниринг бизнес-процессов; внедряется регулярный менеджмент; компания готовится к внедрению информационно- управляющей системы.
Программа изменений предполагает следующие термины убрать (добавить) продукт или услугу; убрать (добавить) функцию; убрать (добавить) исполнительное звено; изменить функциональную структурную схему; изменить организационную структурную схему; изменить соответствие функций и звеньев.
Типовые примеры реструктуризации сокращение компании, объединение двух компаний, добавление новых функций, реорганизация.
Разработка должностных инструкций В современных компаниях четко задаются не только функциональные обязанности сотрудников, но и цели деятельности, критерии их оценки, а также ценности корпоративной культуры (например, в форме корпоративного кодекса, включающего сформулированную миссию, направления развития, стратегии, а также нормы и правила поведения сотрудников, поощряемые компанией).
Пирамида организационного программирования
форма должностной инструкции Два основных блока: «Положение о функциональных обязанностях»; описание баланса обязанностей и ответственности.
логичные варианты должностной инструкции Точное наименование должности и место сотрудника в компании – устанавливается прямая и функциональная подчиненность сотрудника, замещение по должности во время отсутствия и т.д. Целевое назначение должности – основные задачи, для решения которых существует данная должность. Функциональные обязанности – конкретные операции, возложенные на сотрудника и/или форма участия в их реализации. Средства – рабочее место, технологическое и коммуникационное оборудование, средства передвижения, оргтехника и т. д., предоставляемые сотруднику для выполнения своих функциональных обязанностей. Права, которые предоставляются сотруднику на доступ к ресурсам компании (чему-либо, кому-либо), и полномочия – особый вид прав, связанный с распорядительными функциями и принятием решений. Ответственность – устанавливаемая необходимость отвечать за свои действия в рамках зафиксированных ранее обязанностей, прав и полномочий. Регламенты – документы, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей текущей деятельности.